Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Гарвей" (вх. 8770) 28.05.2021 на Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Республиканская клиническая больница N 2 при определении поставщика путем проведения закупки N 0301200037621000136 "Закупка изделий медицинского назначения (мешки для крови)".
По мнению Заявителей, комиссией уполномоченного органа нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301200037621000136.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик не установил ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ N 102.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются "запрет" на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и "ограничения" допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение "страны происхождения" указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании комиссии было установлено, что пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 102, принятого в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, утверждены два перечня медицинских изделий, для допуска которых установлены ограничения и условия допуска:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень N 1 или Перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень N 1 и Перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона и Техническому заданию объектом рассматриваемой закупки является "Набор для донорской крови, двухкамерный", при описании которого Заказчик руководствовался кодом КТРУ 32.50.13.190-00171, включающим в себя следующую информацию: ОКПД2 32.50.13.190, номенклатурная классификация медицинских изделий по видам 144270 (https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/ktruCard/commonInfo.html?itemVersionId=8 3752).
В группе 2 Перечня N 2 Постановления Правительства РФ N 102 содержится наименование медицинского изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов с наименованием вида, кодом ОКПД2 и классификационными признаками вида медицинского изделия, соответствующее объекту закупки.
В примечании к Перечню N 2 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Таким образом, Заказчик устанавливает ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 в случае, если при осуществлении закупки медицинского изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, его описание соответствует медицинскому изделию, включенному в Перечень N 2, по одному или более из вышеуказанных признаков.
Применение иных признаков при установлении ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102, положениями указанного постановления не предусмотрено.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств при закупке товаров, включенных в Перечень N 2 Постановления Правительства РФ N 102, является для заказчиков обязательным.
Комиссией установлено, что Заказчик не установил ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ N 102.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик указал ненадлежащее обоснование использования дополнительной информации.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктами 5-7 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что в Техническом задании Заказчика имеется "Обоснование включения показателя в описание" такое как (например):
Приложение N2, "Условия хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов", Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, Утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 797 В соответствии с п. 4.2 и Разделом 7, ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
Пункт 17, Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, Утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 797 |
Пункт 17, Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, Утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 797 |
Инфекционная и вирусная безопасность персонала во время работы с донорской кровью |
Для выявления соответствия забираемой крови пациента для дальнейшего использования образцов |
Для обеспечения достаточного и непрерывного тока крови, обеспечивающего время донации не более 12 минут |
Совместимость с запаивателями имеющимися на балансе Заказчика |
Пункт 5.6.1. ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
Сохранение образцов крови для исследований |
Пункт 5.6.1. ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
Сохранение образцов крови для исследований |
С целью исключения цитратных реакций у донора и во исполнении Пункта 33, Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, Утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 797 |
Пункт 4.1 и пункт 5.8, ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
В целях уменьшения травматизации вен доноров |
В целях уменьшения травматизации вен доноров |
В целях исключения тромбирования донорской иглы при донации |
Необходима для определения расположения среза иглы. Правильного введения иглы в вену донора. |
Пункт 4.1 и пункт 5.7.1, ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
Пункт 4.1 и пункт 5.7.1, ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
В соответствии с КТРУ |
Пункт 6.2.2, ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
В соответствии с п. 6.1.5 ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
В соответствии с п. 8.1 и п.8.5 ГОСТ 31597-2012 (ISO 3826:1993) Контейнеры полимерные для крови и ее компонентов однократного применения. Технические требования. Методы испытания. |
Согласно правилам использования КТРУ - в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что Заказчик включил в документацию обоснование необходимости использования такой информации.
Следовательно, довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что требование "Согласно описанию объекта закупки емкость основного контейнера составляет " 351 и 450 мл.", который уже содержит антикоагулирующий раствор и/или консерванты для эритроцитов объемом 63 мл., что не позволит вместить 45050 мл. крови без антикоагулянта".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании комиссии было установлено, что Постановлением Правительства РФ N 797 утверждены Правила заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов (далее - Правила).
Из пункта 1 Правил следует, что Правила устанавливают обязательные требования к заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и ее компонентов, включая обязательные требования безопасности донорской крови и ее компонентов (далее - требования безопасности) при их заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании.
Пунктом 3 Правил установлено, что субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов обеспечивают соответствие работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов требованиям настоящих Правил.
Организация, осуществляющая заготовку донорской крови и ее компонентов, обеспечивает контроль донорской крови и (или) ее компонентов на предмет соответствия значениям показателей безопасности донорской крови и (или) ее компонентов, предусмотренным Приложением N 1 к настоящим Правилам (пункт 39 Правил).
В Приложении N 1 "Перечень значений показателей безопасности донорской крови и ее компонентов" к Правилам указано требование к объему заготавливаемой крови - "45050 мл. без антикоагулянта".
Антикоагулянты - это лекарства, уменьшающие вязкость крови и образование тромбов в сосудах.
Гемоконсервант является препаратом, заменяющим импортные растворы антикоагулянтов, и применяется в качестве стабилизатора крови при проведении любой экстракорпоральной процедуры: плазмаферезе (безаппаратном, аппаратном), реинфузии крови (безаппаратной, аппаратной), цитаферезе, лейкаферезе, эксфузии крови, ультрафиалетовом облучение крови, гемодиализе, ультрагемофильтрации, разделении крови на компоненты и пр.
Допустимый минимальный объем собираемой крови составляет 400 мл. без антикоагулянта, а максимальный - 500 мл. без антикоагулянта.
Следовательно, емкость основного контейнера составляет " 351 и 450 мл.", который уже содержит антикоагулирующий раствор и/или консерванты для эритроцитов объемом 63 мл. (, что не позволит вместить 45050 мл. крови без антикоагулянта.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарвей" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст. 14, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0301200037621000136, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0301200037621000136, с объяснениями по факту выявленного нарушения ___.___ 2021 года в ___:___. (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 3 июня 2021 г. N ТО002/06/105-1047/2021 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - государственные и муниципальные нужды - перевозка - евразийский экономический союз - страна происхождения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021