Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. 9135) 02.06.2021 года от ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" на действия Государственного учреждения-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0201100002621000069 "Выполнение работ по изготовлению протезно - ортопедических изделий (Протезы нижних конечностей) для обеспечения в 2021 году инвалидов".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0201100002621000069.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что требования по нестоимостному критерию "квалификация участников закупки" определяется на основании опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера, при этом последний показатель рассчитывается двумя способами с разными коэффициентами значимости и затем суммируются, что нарушает действующее Законодательство Российской Федерации.
Комиссией установлено, что в документации Заказчика указаны следующие критерии:
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
40 |
0,40 |
Rb |
2.1.1. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протеза сопоставимого характера и объема |
|
0,40 |
b1 |
||
2.1.2. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протеза сопоставимого характера и объема |
|
0,60 |
b2 |
||
Совокупная значимость всех критериев в процентах |
|
100 |
2.1.1. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема.
Оценка показателя (баллы): 100 баллов
Коэффициент значимости показателя: 0,40
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению протезов верхних конечностей сопоставимого характера и объема.
Опытом, имеющимся у участника закупки, сопоставимым с предметом закупки, является опыт по выполнению работ по изготовлению протезов верхних конечностей. Предельное необходимое максимальное значение показателя соответствует и является сопоставимым с объемом закупаемых протезов верхних конечностей - 1 штука.
Для оценки опыта работ по изготовлению протезов верхних конечностей принимаются контракты, заключенные на основании Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и договора, заключенные на основании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - контракты и договора).
Заказчиком оценивается объем выполненных работ, исчисляемый в количестве предоставленных протезов верхних конечностей Получателям в рамках контрактов и договоров за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Акты выполненных работ / итоговые акты выполненных работ по данным контрактам и договорам должны быть подписаны не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Информация о контракте, договоре должна быть размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет www.zakupki.gov.ru в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 1 штука.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (b1), определяется по формуле:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
b1 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле:
b1 = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом bmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое Заказчику максимальное значение показателя;
bmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком.
2.1.2. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема.
Оценка показателя (баллы): 100 баллов
Коэффициент значимости показателя: 0,60
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению протезов верхних конечностей сопоставимого характера и объема.
Опытом, имеющимся у участника закупки, сопоставимым с предметом закупки, является опыт по выполнению работ по изготовлению протезов верхних конечностей. Предельное необходимое максимальное значение показателя соответствует и является сопоставимым с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 340 354,00 руб.
Для оценки опыта работ по изготовлению протезов верхних конечностей принимаются контракты, заключенные на основании Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и договора, заключенные на основании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - контракты и договора).
Заказчиком оценивается суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в рамках контрактов и договоров за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Акты выполненных работ / итоговые акты выполненных работ по данным контрактам и договорам должны быть подписаны не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Информация о контракте, договоре должна быть размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет www.zakupki.gov.ru в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 2 340 354,00 руб.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (b2), определяется по формуле:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
b2 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле:
b2 = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом bmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое Заказчику максимальное значение показателя;
bmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком.
Формула расчета рейтинга, присуждаемого заявке по данному критерию оценки:
Rb = КЗ х (b1 + b2)
где:
КЗ - коэффициент значимости критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
b1, b2- рейтинги по показателям критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Rb - рейтинг (количество баллов) i-й Заявки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Расчет итогового рейтинга
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки:
R итог = Ra + Rb
где:
R итог - итоговый рейтинг, присуждаемый i-й заявке;
Ra - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "цена государственного контракта";
Rb- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Согласно пояснениям Заказчика: Установление двух показателей нестоимостного критерия оценки опыта работы по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема: 1) по количеству изготовленных протезов верхних конечностей и 2) по суммарному объему выполненных работ по изготовлению протезов верхних конечностей не противоречит требованиям законодательства. Такой подход является более объективным, чем установление только одного показателя и позволяет максимально оценить опыт работы участника закупки. Участник, изготовивший большее количество протезов, обладает большим опытом по их изготовлению, примерке, подгонке, чем участник, который изготовил меньшее количество протезов. Таким образом, первый участник объективно набирает большее количество баллов. Но если применить только один этот показатель при оценке, то возможен случай, что наибольшее количество баллов всегда получит участник, изготовивший большое количество простых, несложных и, следовательно, дешевых по стоимости протезов (и суммарно имеющих меньшую стоимость), чем участник, который изготовил меньшее количество протезов, но более сложных, и, следовательно, более дорогих (и суммарно имеющих большую стоимость). А размеры начальных (максимальных) цен закупаемых протезов, описания объектов закупки позволяют судить о том, что закупаемый протез является технически сложным. Следовательно, изготовитель должен обладать достаточным опытом для его изготовления. Стоимость изготовленных протезов тоже является существенной при подтверждении опыта работы и имеет значение при оценке. Участник закупки, предоставивший в подтверждение опыта работы большую стоимость изготовленных протезов, получит больше баллов. Но если применить только этот показатель при оценке, то возможно, что участник, изготовивший меньшее количество протезов, а по стоимостному показателю набравший предельное максимальное значение, всегда получит больше баллов, чем участник, изготовивший большее количество протезов (имеющий больше опыта по их изготовлению), а по стоимостному показателю незначительно "не дотянув" до предельного максимального значения. Заказчик отмечает, что положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.
Согласно ч.2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В силу п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Положениями п.4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.п.10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией установлено, что данные показатели направлены на выявление наилучшего участника с большим опытом работы, неоднократно успешно проходившего внешний контроль качества работы аудиторской организации, а не на ограничение участников. Установление указанных критериев не влечет за собой создание преимущества для определенных участников, а лишь способствует выявлению тех их них, которые в полной мере удовлетворяют требованиям Заказчика.
Согласно письму Минфина России от 13.08.2020 N 24-02-08/70973 "заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности доводов не представил.
Вышеуказанные доводы признаются необоснованными.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 июня 2021 г. N ТО002/06/105-1089/2021 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - деловая репутация - государственные и муниципальные нужды - квалификация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021