Резолютивная часть решения объявлена "03" июня 2021 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "07" июня 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_>
|
- <_>; |
- в отсутствие Заявителя - <_> (о дате, времени и мете рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, уведомление от 31.05.2021 исх. N 5-869),
- в отсутствие представителей муниципального заказчика - <_> (о дате, времени и мете рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, уведомление от 31.05.2021 исх. N 5-869), рассмотрев жалобу <_> (<_>) на действия муниципального заказчика - <_> (<_>, ИНН: <_>) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году" (извещение от 25.05.2021 N 0178300002421000011), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Терентьева Андрея Анатольевича (далее - Заявитель) от 27.05.2021 вход. N 02/5-686 на действия муниципального заказчика - <_> (далее - Заказчик) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году" (извещение от 25.05.2021 N 0178300002421000011).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Закона о контрактной системе.
В жалобе указано, что Заказчиком в п. 9.2 проекта контракта документации об электронном аукционе (извещение от 25.05.2021 N 0178300002421000011) установлено неприемлемое условие для участников закупки о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Данная юридическая конструкция устарела еще в 2019 году и в настоящее время действует иная редакция соответствующей (ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системы) нормы закона: "При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона".
Соответствующие изменения в редакцию текста ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системы были внесены Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Очевидно, что срок банковской гарантии не должен отталкиваться от срока окончания контракта, а должен зависеть только от тех обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), которые такая банковская гарантия обеспечивает.
Например, срок поставки продукции, срок выполнения ремонтных работ, срок оказания клининговых услуг.
Иначе это влечет за собой дополнительные неоправданные затраты участника закупки, поскольку эти два срока как правило различаются из-за того, что кроме обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) контракта существуют ещё и обязательства самого Заказчика, которые покрываются сроком действия всего контракта.
Соответственно, оформление банковской гарантии на срок обязательств и оформление банковской гарантии на более длинный срок действия всего контракта будут иметь разную стоимость комиссионного вознаграждения и уплаты процентов банку.
Более того, между текстом документации и проектом контракта наблюдается разночтение, что является недопустимым.
На основании изложенного Заявитель просит признать настоящую жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку обжалуемой закупки и выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о необходимости внесения соответствующих изменений в извещение и закупочную документацию, включая проект контракта, Заказчика.
В адрес Еврейского УФАС России поступило возражение Заказчика по жалобе Заявителя от 01.06.2021 исх. N 2007 (вход. N 01/5-466 от 01.06.2021), в котором указано следующее:
В проекте контракта, объектом которого является: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году" (извещение о проведении электронного аукциона N 0178300002421000011 от 25.05.2021) в пункте 9.2 проекта контракта вследствие технической ошибки неправильное указано содержание данного пункта.
При исполнении данного контракта участники закупки будут действовать в рамках действующего законодательства и принятых к нему постановлений и не выходить за эти рамки. Запрос на разъяснение со стороны участников закупки по проекту контракта не поступали.
Данная техническая ошибка не ограничивает круг потенциальных поставщиков и не влияет на результат определения поставщика по данной закупке.
В связи с тем, что контракт не подписан и не определен победитель аукциона в электронной форме, контракт имеет статус проекта, и его положения в настоящее время не приобретают юридическую силу.
Администрация внесет изменения в проект контракта при его заключении, в соответствии с Законом о контрактной системе, в целях исправления произошедшей технической ошибки.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, возражения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
25 мая 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0178300002421000011 и документация об электронном аукционе. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:
- ИКЗ: 213790500321979050100100060024211244;
- наименование объекта закупки: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году;
- начальная (максимальная) цена контракта: 2 000 000, 00 руб.;
- дата проведения электронного аукциона: 04.06.2021;
- описание объекта закупки: в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Документации об электронном аукционе);
- преимущества: не установлены;
- ограничения: не установлены и т.д.
Документация аукционе в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году (далее - Документация) утверждена главой Администрации <_>.
1. По доводу жалобы, Комиссией установлено следующее:
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в ч. 2 Документации установлен проект муниципального контракта, где в п. 9.2 р. 9 "Обеспечение исполнения контракта" установлено следующее:
"Исполнение Контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц".
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 9.2 р. 9 проекта муниципального контракта указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц, тогда как необходимо было указать, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Данные действия Заказчика нарушают требования ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы, изложенные в жалобе Заявителя, обоснованы.
2. По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с. п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п. 32 Документации установлены требования к составу второй части заявки, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов_;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона 44-ФЗ (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В пункте 33 Документации Заказчиком указана инструкция по заполнению второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме, в которой содержится ссылка на п. 32 Документации, уточнений какие именно документы в составе второй части заявки должны быть представлены участниками электронного аукциона, Заказчиком не указаны.
Комиссией установлено, что Заказчиком вышеуказанные требования, в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и Документацией, не установлены, и, следовательно, указывая данные требования о предоставлении участниками электронного аукциона в составе второй части заявки, вводит потенциальных участников электронного аукциона в заблуждение. Данные действия Заказчика нарушают требования ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу <_> на действия муниципального заказчика - <_> о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году" (извещение от 25.05.2021 N 0178300002421000011) признать обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - <_> нарушившей требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году" (извещение от 25.05.2021 N 0178300002421000011), а именно:
2.1. Части 3 статьи 96 (пункт 1 настоящего решения);
2.2. Части 5 статьи 66 (пункт 2 настоящего решения).
3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 настоящего решения.
4. Выдать комиссии муниципального заказчика - <_> предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 настоящего решения.
5. Выдать Оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" предписание в целях устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 настоящего решения.
6. В соответствии с требованиями статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_> |
|
По электронной почте, с досылкой заказным письмом с уведомлением
Главе <_>
<_>
<_>
e-mail: <_>
По электронной почте, с досылкой заказным письмом с уведомлением
<_>
<_>
e-mail: <_>
По электронной почте
АО "Сбербанк-АСТ"
e-mail: ko@sberbank-ast.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 079/06/106-12/2021
об устранении нарушений законодательства о закупках
Резолютивная часть предписания объявлена "03" июня 2021 г. г. Биробиджан
В полном объеме предписание изготовлено "07" июня 2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_> |
- <_>; |
- в отсутствие Заявителя - <_> (о дате, времени и мете рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, уведомление от 31.05.2021 исх. N 5-869),
- в отсутствие представителей муниципального заказчика - <_> (о дате, времени и мете рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, уведомление от 31.05.2021 исх. N 5-869),
на основании решения Еврейского УФАС России по делу N 079/06/106-12/2021 о нарушении законодательства о закупках, принятого Комиссией Еврейского УФАС России на действия муниципального заказчика - <_> (<_>, ИНН: _) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году" (извещение от 25.05.2021 N 0178300002421000011), руководствуясь ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному заказчику - <_>, Аукционной комиссии по осуществлению закупок муниципального заказчика <_> с целью устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в п. 2 решения Еврейского УФАС России по делу N 079/06/106-12/2021 о нарушении законодательства о закупках, совершить действия, направленные на устранение вышеуказанных нарушений, а именно:
1.1. В срок до "15" июня 2021 года отменить протоколы, составленные в ходе определения исполнителя (подрядчика) (при наличии), а также разместить в ЕИС информацию об отмене протоколов (при наличии).
2. Муниципальному заказчику - <_>, в целях устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в пункте 2 решения Еврейского УФАС России по делу N 079/06/106-12/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе, совершить следующие действия:
2.1. В срок до "15" июня 2021 года внести изменения в документацию об электронном аукционе и проект контракта в соответствии с пунктом 2 решения по делу N 079/06/106-12/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе;
2.2. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 6 статьи 63, частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В срок до "25 " июня 2021 года представить в Еврейское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ":
1. В срок до "10" июня 2021 года с целью устранения нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского муниципального района в 2021 году" (извещение от 25.05.2021 N 0178300002421000011), обеспечить техническую возможность:
1.1. Для отмены протоколов, составленных в ходе определения исполнителя (подрядчика) (при наличии).
1.2. Для внесения изменений в документацию об электронном аукционе и проект контракта.
2. В срок до "25" июня 2021 года представить в Еврейское УФАС России подтверждение об исполнении пункта 1 настоящего предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. |
|
Примечание. Невыполнение в установленный срок предписания Еврейского УФАС России является административным правонарушением, влекущим ответственность предусмотренную ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 7 июня 2021 г. N 079/06/106-12/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021