Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>;
- <_>, |
в присутствии представителей:
- уполномоченного учреждения на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - <_>: <_> (доверенность от 02.06.2021 N 162); <_> (доверенность от 02.06.2021 N 162),
- муниципального заказчика - <_>: <_>,
на основании проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области мониторинга осуществления закупок, проведенных в рамках реализации национальных проектов, о даче правовой оценки наличию (отсутствию) в действиях муниципального заказчика - <_> (<_>), уполномоченного учреждения на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - <_> (<_>) нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Проведение работ по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" Еврейской автономной области автомобильная дорога пер. Швейный" (извещение от 26.01.2021 N 0378300000121000012), на основании п.п. а, б п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и о внесении изменений в правила введения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказа Еврейского УФАС России от 12.05.2021 N 64 "О проведении внеплановой проверки в отношении муниципального заказчика - <_>, уполномоченного учреждения на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - <_>,
УСТАНОВИЛА:
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - Еврейское УФАС России) в соответствии с проведенным антимонопольным органом мониторинга о даче правовой оценки наличию (отсутствию) в действиях муниципального заказчика - <_> (далее - МКУ "_", заказчик), уполномоченного учреждения на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - <_> (далее - МКУ "_", уполномоченное учреждение) нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Проведение работ по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" Еврейской автономной области автомобильная дорога пер. Швейный" (извещение от 26.01.2021 N 0378300000121000012), установлено следующее.
В соответствии с постановлением мэрии МО "Город Биробиджан" ЕАО от 18.09.2019 N 1719 МКУ "_" наделено полномочиями: на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для структурных подразделений мэрии города МО "Город Биробиджан" ЕАО и для МКУ "_" и т.д.
Постановлением мэрии МО "Город Биробиджан" ЕАО от 18.09.2019 N 1719 утвержден порядок взаимодействия уполномоченного учреждения (МКУ "_") с заказчиками, согласно которому:
- настоящий порядок разработан в соответствии с Законом о контрактной системе в целях централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков (п. 1.1);
- уполномоченное учреждение и заказчики взаимодействуют на основе принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (п. 1.2);
- заказчики не вправе самостоятельно осуществлять полномочия, возложенные на уполномоченное учреждение (п. 1.3);
- уполномоченное учреждение для целей удовлетворения нужд заказчиков осуществляет закупки конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, запроса предложений в электронной форме (п. 3.1);
- определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами уполномоченным учреждением осуществляется на основании поданных заказчиками заявок (п. 3.2);
- заявки направляются заказчиками в уполномоченное учреждение в письменной и электронной форме не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до планируемой даты размещения извещения об осуществлении закупок в ЕИС (п. 3.3);
- поступившие в уполномоченное учреждение заявки должны быть подписаны уполномоченным должностным лицом заказчика (руководителем контрактной службы, заместителем руководителя контрактной службы, контрактным управляющим, руководителями структурных подразделений мэрии города, УЖКХ) и проверены на предмет соответствия лимитам финансирования, начальной (максимальной) цене контракта, источнику финансирования, порядку и условиям оплаты товаров, работ и услуг (п. 3.3);
- заявки формируются заказчиками в строгом соответствии с планами закупок и планами-графиками по типовой форме заявки (приложение 1 к настоящему Порядку). Заявка должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта с приложением коммерческих предложений, ценовой информации, сметных расчетов, описания объекта закупки (п. 3.5);
- ответственность за сведения, содержащиеся в составе заявки, в том числе описание объекта закупки, обоснование закупки, определение условий проекта контракта, определение начальной (максимальной) цены контракта, несет заказчик (п. 3.6);
- уполномоченное учреждение в случае соответствия заявки и приложенных документов требованиям, установленным настоящим Порядком, в срок не более 10 (десяти) рабочих дней осуществляет подготовку извещения и документации о закупке и направляет ее заказчику для утверждения. Заказчик в течение 2 (двух) рабочих дней утверждает и направляет извещение и документацию о закупке уполномоченному учреждению (п. 3.10);
- уполномоченное учреждение при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выполняет следующие функции: составляет приказ об осуществлении закупки; принимает решение о создании комиссии по осуществлению закупки, определяет ее состав и порядок работы, назначает ее председателя в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. В состав комиссии могут включаться представители заказчика, участие которых в работе комиссии обеспечивает заказчик; формирует извещение о проведении закупки конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и размещает его в ЕИС; направляет заказчику на электронный адрес извещение о проведении закупки конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); при получении от заказчика решения об отмене проведения закупки в установленные сроки размещает его в ЕИС; при получении от заказчика решения об изменении условий закупки в установленные сроки размещает в ЕИС извещение о внесении изменений в документацию о закупке; направляет заказчику запрос участника закупки о разъяснении положений документации по осуществлению закупки в день его поступления; на основании представленной заказчиком информации формирует разъяснения положений документации по осуществлению закупки и в установленные сроки размещает их в ЕИС; представляет на заседание комиссии в бумажном (при необходимости) и в электронном виде первые и вторые части заявок участников закупки, протоколы проведения закупок в электронной форме, документы участников закупок, направленные оператором электронной площадки; обеспечивает в случае необходимости при осуществлении закупки привлечение экспертов, экспертных организаций; оформляет протоколы заседаний комиссии по осуществлению закупок и размещает их в установленные сроки в ЕИС; осуществляет документальное оформление и хранение не менее 3 (трех) лет следующих документов (п. 3.13);
- заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) выполняют предусмотренные Законом о контрактной системе и не переданные уполномоченному учреждению функции, в том числе: принимают решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); определяют и обосновывают начальную (максимальную) цену контракта (цену лота); определяют условия исполнения контракта в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок; осуществляют описание объекта закупки, в том числе показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика; утверждают документацию о закупке (изменения в документацию об осуществлении закупки) в срок, предусмотренный пунктом 3.10 настоящего Порядка; принимают решение об установлении в документации о закупке требований об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств по контракту участниками закупки, порядка предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению и размера соответствующего обеспечения; определяют условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия) при установлении такого способа обеспечения заявки на участие в закупке; принимают решение о необходимости включения в извещение и документацию об осуществлении закупки информации о банковском сопровождении контракта, казначейском сопровождении контракта; определяют требования к участникам закупки, в том числе дополнительные, в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок; определяют критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, окончательных предложений участников закупки; принимают решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и представляют в уполномоченное учреждение в составе заявки на осуществление закупки обоснование причин соответствующего ограничения; обеспечивают обязательное общественное обсуждение закупки в случаях и порядке, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок; обеспечивают осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, принимают решения об установлении требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; обеспечивают предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта; устраняют замечания, представленные уполномоченным учреждением по заявкам на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), направляют соответствующую информацию в согласованные сроки; уведомляют уполномоченное учреждение в случае принятия решения о внесении изменений в документацию о закупке; направляют в уполномоченное учреждение в случае принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствующее уведомление в письменной форме не позднее чем за 7 (семь) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе и не позднее чем за 3 (три) дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок; по предложению уполномоченного учреждения участвуют в заседаниях комиссии по осуществлению закупок, своевременно представляют в уполномоченное учреждение предложения о кандидатурах для включения в состав комиссии по осуществлению закупок; выполняют иные функции в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок (п. 3.14);
- заказчики и уполномоченное учреждение несут ответственность, предусмотренную за нарушения законодательства в сфере закупок, в соответствии с разграничением функций, определенных настоящим Порядком (п. 7.1) и т.д.
В соответствии со ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из положений ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 11 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Частью 1 ст. 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При разработке документации об электронном аукционе, Заказчик обязан неукоснительно следовать нормам законодательства о контрактной системе и не допускать произвольного описания действий участника.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчик и Уполномоченное учреждение обязаны при осуществлении закупок строго соблюдать требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с приказом МКУ "_" от 26.01.2021 N 15 принято решение об осуществлении закупки по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" Еврейской автономной области автомобильная дорога пер. Швейный.
Документация об электронном аукционе о проведении работ по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" Еврейской автономной области автомобильная дорога пер. Швейный (далее - Документация) утверждена 26.01.2021 года <_>.
26 января 2021 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378300000121000012 и документация об электронном аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона указана информация, в том числе:
- наименование объекта закупки: проведение работ по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" Еврейской автономной области автомобильная дорога пер. Швейный;
- начальная (максимальная) цена контракта: 10 088 936, 02 руб.;
- источник финансирования: средства федерального бюджета на 2021 год;
- идентификационный код закупки: 213790152696279010100100210014211244 ;
- код бюджетной классификации: 1130409091R153930244;
- срок выполнения работ: начало выполнения работ - с момента заключения контракта; окончание работ - до 01.08.2021 г.;
- преимущества: субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям;
- ограничения: закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Данный электронный аукцион проводится в целях реализации федерального проекта "Дорожная сеть", национального проекта "Безопасные и качественные дороги" по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" ЕАО.
Результаты рассмотрения первых частей заявок отражены в протоколе от 08.02.2021 N 0378300000121000012-1 .
Результаты подведения итогов электронного аукциона отражены в протоколе от 09.02.2021 N 0378300000121000012-3 .
По результатам проведения настоящего электронного аукциона между МКУ "_" и ООО "_" заключен муниципальный контракт от 20.02.2021 N 03783000001210000120001 (реестровый номер 3790152696221000016) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" Еврейской автономной области автомобильная дорога пер. Швейный (далее - Контракт от 20.02.2021). Цена контракта: 9 988 046,66 руб. Срок оказания услуг: с момента заключения контракта до 01.08.2021.
По результатам проведённой внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0378300000121000012 от 26.01.2021 и Документации установлено, что участником закупки, могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В приложении N 1 к Документации представлен проект муниципального контракта в п. 2.7 р. 2 установлено: "2.7. Оплата выполненных работ производится за отчетный период за фактически выполненные работы, после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) и выставленного Подрядчиком счета на оплату либо счет -фактуры с приложением реестра предоставленных актов, составленных Подрядчиком Заказчику с учетом коэффициента сложившегося в результате торгов, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в течение 15 (пятнадцати) дней с даты подписания заказчиком документов о приемке".
Заказчиком в нарушение ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в п. 2.7 р. 2 проекта муниципального контракта установлено, что Оплата выполненных работ производится за отчетный период за фактически выполненные работы, после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) и выставленного Подрядчиком счета на оплату либо счет - фактуры с приложением реестра предоставленных актов, составленных Подрядчиком Заказчику с учетом коэффициента сложившегося в результате торгов, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в течение 15 (пятнадцати) дней с даты подписания заказчиком документов о приемке, тогда как необходимо было установить, что оплата заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта должно не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Вышеуказанные действия должностного лица Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии представитель МКУ "_" с вышеуказанными доводами не согласилась. Считает, что действия Заказчика не нарушают требования ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п.п. а, б п. 2 ч. 15, ч. 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и о внесении изменений в правила введения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказа Еврейского УФАС России от 12.05.2021 N 64 "О проведении внеплановой проверки в отношении муниципального заказчика - <_>, уполномоченного учреждения на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - <_>,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать муниципального заказчика - <_> нарушившим требования части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Проведение работ по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" Еврейской автономной области автомобильная дорога пер. Швейный" (извещение от 26.01.2021 N 0378300000121000012).
2. В связи с тем, что по результатам осуществления настоящей закупки заключен, исполняется муниципальный контракт от 20.02.2021 N 03783000001210000120001 (реестровый номер 3790152696221000016) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог городской агломерации "Город Биробиджан" Еврейской автономной области автомобильная дорога пер. Швейный, предписание не выдавать.
3. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 3 июня 2021 г. N 079/06/99-10/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021