Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
от Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Гатчинская клиническая межрайонная больница":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Стиль", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6064 от 31.05.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту здания поликлиники по адресу: Ленинградская обл., г.п. Вырица, пр. Павловский, д. 6/50.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 542 430,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия аукционной комиссии по признанию заявки Заявителя на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает решение аукционной комиссии об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в электронном аукционе.
Показатели, позволяющие определить соответствие предлагаемого к поставке при выполнении работ товара требованиям Заказчика установлены в Приложении N 1 к описанию объекта закупки аукционной документации (далее - Приложение). Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе содержит правила заполнения первой части заявки, установленные Заказчиком, и размещена в Приложении (далее - Инструкция).
По мнению Заявителя, заявка составлена им в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, поскольку согласно пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)_ в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При подготовке сметной документации Заказчику необходимо было выявить стоимость товаров (посредством проведения анализа рынка) в соответствии с потребностями при проведении текущего ремонта, а также для последующего обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, в сметную документацию были включены в качестве образца те товары, которые удовлетворяли требованиям Заказчика.
При этом в соответствии с п. 2 Раздела 2 "Требования к качеству и безопасности работ Описания объекта закупки" установлено, что: "_. Все имеющиеся в документации ссылки на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя носят описательный характер_".
Таким образом, товары, перечисленные в сметной документации не обязательны к поставке в строгом соответствии с наименованиями торговых организаций, а служат для определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с техническими потребностями Заказчика в рамках проведения работ по текущему ремонту помещений под размещение архива в цокольном этаже здания ЛОГБУЗ "ДКБ" для нужд ЛОГБУЗ "ДКБ".
Кроме того, в п. 5.1 аукционной документации Заказчиком установлено:
"Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения при осуществлении закупки товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Специальной части документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
Заказчиком при подготовке аукционной документации, в частности проекта контракта, соблюдены все требования в части условий смешанного договора: весь поставляемый товар будет принят к бухгалтерскому учету (поставлен на баланс учреждения) в соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157 "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", а также нанесен обязательный инвентарный номер на товар, который также будет занесен в карточку учета основного средства учреждения (ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств"). Также, проектом контракта предусмотрено составление актов, при которых право собственности на товар переходит от подрядчика к заказчику в момент передачи товара и его получения с подписанием документов, указанных в п. 3.4 проекте контракта (документы, подтверждающие качество такого товара (в случае если такой товар подлежит обязательной сертификации или декларированию), а также счёт, счёт-фактура, товарная накладная или счёт и УПД).
Комиссия установила, что согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" (далее - Письмо ФАС):
"По мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если, в том числе:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу)".
Комиссия установила, что в Приложении Заказчиком установлены требования к показателям товаров (оборудования), которые будут поставлены Заказчику при выполнении работ: Оповещатель тип 1 и тип 2, Извещатель пожарный тип 1 и тип 2, Пульт контроля и управления, Широкополосный настенный громкоговоритель и др.
Из изложенного следует, что в Приложении содержатся требования к конкретным значениям показателей поставляемого товара.
Также Комиссия установила, что требования к значениям показателей товара не включают требования о товарных знаках поставляемого оборудования. Указания на товарные знаки товара содержатся только в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, которое не устанавливает требований к значениям показателей товара.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что Заявитель не предоставил в составе заявки на участие в электронном аукционе конкретные значения показателей поставляемого товара в нарушение требований аукционной документации, Закона о контрактной системе, следовательно, аукционная комиссия правомерно признала заявку Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которыми участнику необходимо представить в составе заявки конкретные значения показателей используемого в оказании услуг товара.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стиль" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 июня 2021 г. N 047/06/67-1183/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021