Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика - ГБОУ ЛО "Лужская санаторная школа-интернат":
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Тандем", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6201 от 01.06.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку обуви для воспитанников учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 863 500,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что Инструкция не позволяет однозначно определить порядок предоставления сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе. По мнению Заявителя, неоднозначность и противоречивость инструкции ограничивает конкуренцию и необоснованно создает преимущества отдельным участникам закупки.
Заявитель указал, что согласно положениям Инструкции: "В случае установления требований к вариативным значениям показателей с использованием знака ",", при этом сами значения указаны в скобках, в заявке необходимо указать одно из значений показателя. При этом: "При установлении заказчиком требования к значению показателя с использованием знаков и слов ",", "/", "и", потребностям Заказчика удовлетворяют все варианты таких значений, и участник закупки в первой части заявки должен указать все значения показателя и в отношении каждого предоставить сведения о показателях качества, кроме случаев, предусмотренных настоящей инструкцией_". На основании вышеизложенного однозначно не ясно как необходимо указывать значения показателей".
Комиссией установлено, что требования к значениям показателей, позволяющим определить соответствие товара, установлены Заказчиком в приложении 1 к аукционной документации (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) содержится в Приложении.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с Инструкцией при перечислении вариантов значений показателя через запятую нужно представить все значения показателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией:
"При установлении заказчиком требования к значению показателя с использованием знаков и слов ",", "/", "и", потребностям Заказчика удовлетворяют все варианты таких значений, и участник закупки в первой части заявки должен указать все значения показателя и в отношении каждого предоставить сведения о показателях качества, кроме случаев, предусмотренных настоящей инструкцией".
Представитель Заказчика также пояснил, что для частного случая, когда вариативные значения показателей указаны в скобках и перечислены через знак ",", участникам закупки можно выбрать любое значение показателя, из предложенных.
Комиссией установлено, что в Инструкции также указано следующее:
"В случае установления требований к вариативным значениям показателей с использованием знака ",", при этом сами значения указаны в скобках, в заявке необходимо указать одно из значений показателя"
Представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки в своей заявке на участие можно указать, например: "Балетки женские: модель туфель с закрытым носком и с маленьким устойчивым широким каблучком (с набойкой)".
В доводах жалобы Заявитель также приводит следящий довод: "В случае, если вариативные значения показателя сопровождаются словосочетанием "может быть" во всех словоформах и перечислены через знак "," в заявке нужно указать одно значение показателя". При этом: "При установлении заказчиком требования к значению показателя с использованием знаков и слов ",", "/", "и", потребностям Заказчика удовлетворяют все варианты таких значений, и участник закупки в первой части заявки должен указать все значения показателя и в отношении каждого предоставить сведения о показателях качества, кроме случаев, предусмотренных настоящей инструкцией".
Представитель Заказчика пояснил, что Инструкцией определен порядок предоставления конкретных значений показателей, для всех используемых техническим заданием заданных характеристик.
Комиссией установлено, что положениями Инструкции регламентировано следующее:
"При установлении заказчиком требования к значению показателя с использованием знаков и слов ",", "/", "и", потребностям Заказчика удовлетворяют все варианты таких значений, и участник закупки в первой части заявки должен указать все значения показателя и в отношении каждого предоставить сведения о показателях качества, кроме случаев, предусмотренных настоящей инструкцией".
Представитель Заказчика пояснил, что в вышеуказанном положении Инструкции, установлено, что требования к значениям показателей перечисленные через знак "," неизменны, но имеют место исключения и они предусмотрены инструкцией.
Комиссией также установлено, что Инструкция регламентирует следующее:
"В случае, если вариативные значения показателя сопровождаются словосочетанием "может быть" во всех словоформах и перечислены через знак "," в заявке нужно указать одно значение показателя".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное положение Инструкции является частным конкретизирующим случаем, так как содержит дополнительное условие - наличие словосочетания "может быть" и не противоречит другим положениям инструкции. Следовательно, участникам закупки необходимо выбрать одно из значений показателей, например: "Метод крепления подошвы- литьевой"
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия также установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.06.2021 N0345200002321000013-1 на участие в электронном аукционе подано 9 заявок, из которых 5 заявки допущены, следовательно, установление указанных Заявителем положений Инструкции не повлияло на процедуру осуществления закупки.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе, при этом доказательств противоречий в Инструкции, а также ограничений для участников закупки при подготовке заявки в материалы дела Заявителем не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тандем" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 июня 2021 г. N 047/06/64-1210/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021