Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Шурубора Артема Олеговича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мособлмедсервис" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку спецодежды для нужд ГБУ МО "Мособлмедсервис" на 2021 год (извещение N 0348200086521000028 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 21.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 277 630,16 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 31.05.2021.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) утвержден Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка спецодежды для нужд ГБУ МО "Мособлмедсервис" на 2021 год (код ОКПД2: 14.12.30.190).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком для поставляемых товаров выбран код ОКПД2: 14.12.30.190 "Одежда производственная и профессиональная прочая, не включенная в другие группировки", который включен в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N 616.
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением Правительства N 616.
При этом, Заказчиком в пункте 22 Информационной карты документации об Аукционе установлена информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а именно: "Установлено. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель Заказчика представил письменные пояснения согласно которым, Заказчиком допущена техническая ошибка в части установления ограничений, предусмотренных Постановлением N 617.
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом условий, запретов и ограничений допуска товаров в документации об Аукционе нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены характеристики к товару.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка спецодежды для нужд ГБУ МО "Мособлмедсервис" на 2021 год, которая предусмотрена позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены дополнительные требования к характеристикам закупаемых товаров, которые не предусмотрены позициями КТРУ.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не представил обоснование установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены характеристики к товару.
В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товаров "Халат медицинский женский", "Халат медицинский мужской", "Костюм медицинский женский", "Блуза медицинская женская", "Брюки медицинские женские", "Халат медицинский мужской" по параметру "Дата производства" установлено значение "не ранее 2021 года".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанного требования к характеристикам товаров не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалоб Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не надлежащим образом установлено описание объекта закупки.
В соответствии с Приложением N 1 к техническому заданию Заказчик устанавливает следующее количество закупаемого товара:
- "Халат медицинский женский" - 1423 шт.;
- "Халат медицинский мужской" - 58 шт.;
- "Костюм медицинский женский" - 35 шт.;
- "Блуза медицинская женская" - 70 шт.;
- "Фартук женский" - 6 шт.
Вместе с тем, для вышеуказанных товаров по параметру "Количество халатов" установлено значение "На усмотрение Заказчика", так же по параметру "Размеры халатов" установлено значение, например: "Под заказ от 80 до 160 размера, согласно замерам, которые производятся силами Поставщика".
В приложение N 1 к техническому заданию установлено в том числе следующее:
"1. Товар должен соответствовать следующим требованиям:
1.1. Товар должен быть новым (не бывшим в эксплуатации);
1.2. Товар по своим параметрам должен соответствовать или превосходить технические параметры, приводимые в требованиях;
1.3 Замеры спецодежды производятся поставщиком путем обмера каждого сотрудника на рабочем месте или по заявке заказчика, в случае не соответствия размера поставщик производит замену за свой счет.
Сроки (периоды) оказания услуг (поставки товаров, выполнения работ): Срок поставки с момента подписания контракта до 31.12.2021 г. по заявке Заказчика. С момента подписания контракта Поставщик обязан поставить Товар Заказчику, в том числе осуществить работы по доставке, погрузочно-разгрузочные работы в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления заявки Заказчиком".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика в части описания объекта закупки не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к техническим характеристикам товаров.
В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие параметры как: разрывная нагрузка по утку, разрывная нагрузка по основе, стойкость к истиранию, воздухопроницаемость.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шурубора Артема Олеговича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 01.06.2021 N 050/06/20538эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 июня 2021 г. N 050/06/20538эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021