Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Константа" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Управления образования Администрации городского округа Солнечногорск Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения городского округа Солнечногорск Московской области "Закупки" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку учебного материала и оборудования на объект: "Школа на 1100 мест по адресу: Московская область, г.Солнечногорск, мкр.Рекинцо-2" (Лот N9.1) (извещение N 0848300066121000177 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте -17.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 44 482 112,12 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 31.05.2021;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
6) в период проведения Аукциона ценовое предложение подавали 2 участника закупки, признанные по итогам рассмотрения вторых частей соответствующими требованиям документации об Аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения инструкции по заполнению Заявки на участие в закупке (далее - Инструкция).
В положения Инструкции Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Символ "<" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения;
Символ ">" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения;
Символ ">" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему;
Символ "<" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему;
Слова "не менее", "как минимум" - означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему;
Слова "менее" - означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения;
Слова "не более" - означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему;
Слова "более" - означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения;
Символ ">" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему;
Символ "<" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему;".
Комиссия приходит к выводу, что установление положений Инструкции подобным образом вводит участников закупки в заблуждение, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, согласно письменным пояснениям представителя Заказчика, представленным на заседание Комиссии, при установлении положений Инструкции допущена техническая ошибка.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком размещены разъяснения документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчику от Оператора электронной площадки поступили запросы о разъяснении положения документации об Аукционе.
На запросы разъяснений положений документации об Аукционе Заказчиком на Официальном сайте размещены ответы от 26.05.2021 NРД3, от 27.05.2021 NРД5.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика 9подрядчика, исполнителя).
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования.
В Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлено в том числе следующее:
"8.2. Все поставляемые материалы и Оборудование должны иметь соответствующие сертификаты качества, пожарные сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии сертификатов и т. п. должны быть предоставлены Заказчику вместе с товаром. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и Оборудования.
9.8 Каждая единица оборудования должна иметь на себе радиочастотную RFID метку со следующими данными, нанесенными на метку в виде QR-кода:
- наименование Поставщика;
- ИНН Поставщика;
- номер Контракта;
- дата контракта;
- производитель оборудования;
- Part Number, в соответствии с каталогом производителя;
- серийный номер изделия;
- дата начала гарантийного срока Поставщика (в формате ЧЧ.ММ.ГГГГ);
- дата окончания гарантийного срока Поставщика (в формате ЧЧ.ММ.ГГГГ);
- ИНН Заказчика/Получателя;
- ID-код;
- параметры QR-кода: - кодировка: двоичная, Win1251; - размеры, мм: не более 40 x 40 и не менее 30 х 30".
Изучив документы и сведения, комиссия приходит к выводу, что установленные заказчиком требования о предоставлении пожарных сертификатов в том числе для товаров, установленных в Приложении N 1, а также о наличии радиочастотной RFID метки противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам для товаров "Модель внутреннего строения Земли" (позиция КТРУ 32.99.53.190-00000066), "Микроскоп цифровой школьный" (позиция КТРУ 26.51.61.110-00000005).
Вместе с тем, Заказчиком в Приложении N 1 для товаров "Модель внутреннего строения Земли", "Микроскоп цифровой школьный" не установлены обязательные для применения технические характеристики в соответствии с КТРУ.
Кроме того, Заказчиком на Официальном сайте не размещено надлежащее обоснование применения дополнительных характеристик.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом в Приложении N 1 требований к техническим характеристикам для товаров "Модель внутреннего строения Земли", "Микроскоп цифровой школьный" противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145, а также положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. В приложении N 1 для товара "Шахматные часы" Заказчиком установлено в том числе следующее:
Механизм: |
механический кварцевый |
Материал |
пластик |
Габаритный размеры |
Не более 18 x 5,5 x 1,1 |
На заседании Комиссии установлено, что требования к техническим характеристикам, установленные Заказчиком для товара "Шахматные часы" противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145, а также положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям представителя Заказчика, представленным на заседание Комиссии, при установлении требований к техническим характеристикам для товара "Шахматные часы" допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Константа" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела от 03.06.2021 N 050/06/21126эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее по делу от 03.06.2021 N 050/06/21121эп/2021.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 3 июня 2021 г. N 50/06/21126эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021