Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЭКСПроект" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ на разработку проектной документации на капитальный ремонт кровли здания Административно-общественного центра Московской области (извещение N 0348200012421000021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 16.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 711 000,00 руб.,
3) дата окончания подачи заявок - 17.05.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 5 заявок от участников закупки;
6) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
7) победителем Конкурса признано ООО "СМАРТСТРОЙ" с ценовым предложением 8 500 000,00 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
1. Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.05.2021 N ПРОII1 (далее - Протокол) участник закупки с идентификационным номером заявки "109828294" (Заявитель) признан не соответствующим требованиям Конкурсной документации, по следующему основанию:
"Непредставление документов и информации, предусмотренных п. 1 - 3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией, а именно: участником закупки в составе заявки представлена выписка из реестра членов СРО от 26.04.2021 N ЛИ-343/17 в которой отсутствуют сведения о наличии у члена СРО права выполнения работ в отношении особоопасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии), что не соответствует требованиям, установленным в п. 22 раздела VI. "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" конкурсной документации".
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации) (далее - ГрК РФ) договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В соответствии с частью 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по проектированию и изыскательские работы представляют собой единый комплекс подрядных работ, неразрывно связанных между собой.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ, работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).
Кроме того, согласно части 4 статьи 48 ГрК, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
При этом, Комиссия отмечает, что в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ на разработку проектной документации на капитальный ремонт кровли здания Административно-общественного центра Московской области.
В пункте 22 Информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктом 1 пункта 16 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации, а именно Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86, выданная не ранее чем за месяц до даты подачи заявки на участие в закупке подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно - строительного проектирования объектов капитального строительства в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии). В соответствии со статьей 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации СРО, в которой состоит Подрядчик должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, при этом совокупный размер обязательств Исполнителя по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности Исполнителя по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, или копии таких документов".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленное требование Заказчика в части предоставления участниками закупки во второй части заявки на участие в Конкурсе выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и выписки из реестра членов саморегулируемой организации архитектурно-строительного проектирования, ограничивает участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении Конкурсной документации, отклонение заявок за предоставление информации, установленной Конкурсной документацией с нарушениями, неправомерно.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям Конкурсной документации противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Конкурсной комиссии нарушают часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"Содержание: предметом оценки по данному показателю является наличие у участника открытого конкурса в электронной форме в штате сотрудников, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Комиссией оценивается количество у участника конкурса специалистов, соответствующих вышеуказанным требованиям.
Наличие у участника открытого конкурса в электронной форме в штате сотрудников, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования подтверждается следующим комплектом документов, а именно:
1) заверенные копии трудовых книжек или приказов (распоряжений) о приеме на работу с копиями трудовых договоров
2) копии дипломов о высшем образовании по квалификации "архитектор", "проектировщик", "инженер".
3) согласие на обработку персональных данных
4) копии уведомлений о включении сведений о специалисте в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или декларация (в произвольной форме) о наличии специалиста в национальном реестре специалистов с указанием номера в реестре, при этом вид осуществляемых физическим лицом работ должен быть "Организация выполнения работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации" или "Организация выполнения работ по подготовке проектной документации"
5) В случае смены фамилии работника также предоставляется документ, подтверждающий факт смены фамилии".
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование в части, наличия у исполнителя трудовых ресурсов исключительно в штате организации исключает возможности привлечения ключевых специалистов по гражданско-правовым договорам, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что документы, подтверждающие согласие на обработку персональных данных не являются документами, подтверждающими наличие у участника закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" указанного критерия квалифицированного персонала, привлекаемого для исполнения государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Содержание: Заказчиком будет оцениваться количество успешно исполненных контрактов/договоров (в полном объеме, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - контракт, договор), и/или гражданско- правовых договоров сопоставимого характера и объема, при этом контракт (договор) должен быть заключен и исполнен в период с 01.01.2018 г. до даты окончания приема заявок по данной закупке. Контракты (договоры), заключенные до 01.01.2018, не будут рассматриваться.
Под работами/услугами сопоставимого характера понимаются: работы/услуги по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общественных и административно-общественных зданий".
Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком сопоставимого характера в части работ/услуг по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общественных и административно-общественных зданий не позволяет выявить лучшее исполнение контракта, так как исключает возможность представить контракты (договоры), предметом которых является иные объекты (сооружения), что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено, в том числе следующее:
"Содержание: По данному показателю оценивается деловая репутация участника закупки, начиная с 01.01.2018 года до дня подачи заявки на участие в конкурсе.
Подтверждается копиями благодарственных писем (грамот) за оказанные услуги (выполненные работы) сопоставимого характера в требуемом периоде.
Под работами (услугами) сопоставимого характера и объема понимаются контракты (договоры) по выполнению работ (оказанию услуг) по разработке проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий".
Комиссия приходит к выводу, что работы сопоставимого характера, установленные по показателю "Деловая репутация участника закупки" не соответствуют предмету закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКСПроект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 04.06.2021 N 50/06/20988эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 июня 2021 г. N 50/06/20988эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021