Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Цифровые Технологии Онлайн" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства спорта Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт"" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100014421000013) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
2. Проектом государственного контракта не предусмотрен конкретный порядок передачи сведений для надлежащего исполнения государственного контракта;
3. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки, а именно требование о наличии лицензий ФСТЭК России и ФСБ России.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 10.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 15.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 250 000 000 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет, КБК - 77711041320690019241;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.06.2021;
6) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе - 15.06.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно не размещены документы, необходимые для исполнения государственного контракта, что, по мнению Заявителя, приводит к отсутствию возможности исполнения государственного контракта, поскольку не представляется возможным определить объем выполняемых работ, технические особенности системы, а также невозможно сформировать предложение по критерию "Качественные, функциональные, экологические характеристики".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1674 "О проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - Постановление Правительства N 1674) установлено, что в целях повышения эффективности информационного взаимодействия граждан, государственных органов и коммерческих организаций Правительство Российской Федерации постановляет провести с 1 ноября 2020 по 31 мая 2022 эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - Платформа "Гостех").
Пунктом 3 положения о проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на Платформе "Гостех" Постановления Правительства N 1674 одним из участников эксперимента является Заказчик.
Пунктом 3.5 технического задания Конкурсной документации (далее - Техническое задание) установлено, что прикладное программное обеспечение (далее - ППО), с использованием которого реализуется создание функционала ГИС ФКиС, указанного в разделе 3.6 (за исключением части функционала п. 3.6.1, настраиваемого на Едином портале государственных услуг) Технического задания, должно быть реализовано в соответствии с принципами микро-сервисной архитектуры на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" на основании государственного контракта "Оказание услуг по передаче неисключительных прав и обеспечению функционирования, администрирования и бесперебойной работы программного обеспечения в целях проведения эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" от 24 декабря 2020 года N 0173100007520000032_144316" (далее - Государственный контракт "ГосТех").
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что Заказчиком не размещены документы на Платформу "ГосТех", а именно функциональные и технические особенности Платформы "Гостех", что, в свою очередь, приводит к невозможности исполнения государственного контракта, поскольку невозможно определить объем выполняемых работ, технические особенности системы, также невозможно сформировать предложение по критерию "Качественные, функциональные, экологические характеристики".
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что Государственный контракт "ГосТех", ссылка на который установлена в Техническом задании, находится на стадии исполнения. При этом срок исполнения Государственного контракта "ГосТех" - 01.07.2022.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что информация о компонентах (сервисах), функциональных и технических особенностях (в том числе в части защиты информации) Платформы "ГосТех" отражена в Государственном контракте "ГосТех".
При этом представители Заказчика пояснили, что часть работ по Контракту выполнена.
Вместе с тем на заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в Конкурсной документации отсутствует указание на готовые элементы Платформы "Гостех", а также на порядок использования таких элементов для создания государственных информационных систем, что влечет невозможность оценки объема работ, необходимого к выполнению в рамках указанной закупки, а также не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Конкурсе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу Заявителя, проектом государственного контракта не предусмотрен конкретный порядок передачи сведений по Платформе "Гостех" для надлежащего исполнения государственного контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 3.7 Технического задания отчетные документы по Платформе "Гостех" Заказчик предоставляет исполнителю в течение 5-ти рабочих дней после заключения государственного контракта.
Пунктом 3.7 Технического задания предусмотрена передача Заказчиком установочных кодов, порядка развертывания, отчетной документации исполнителю в течение 5-ти рабочих дней после заключения государственного контракта.
Вместе с тем в указанном пункте отсутствует порядок передачи указанных сведений по Платформе "Гостех".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Конкурсе лицензии ФСБ России и ФСТЭК России.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Подпунктами "б", "г", "д" и "е" пункта 4 положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 (далее - Положение о лицензировании деятельности) установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации средств и систем информатизации, работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации, а также услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Кроме того, пунктом 20 раздела 2 Конкурсной документации на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Техническом задании предусмотрено наличие у участников закупки лицензии ФСБ России для осуществления разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств. Кроме того, предусмотрено наличие у участников закупки лицензии ФСТЭК России для технической защиты конфиденциальной информации на следующие виды работ и услуг:
- работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации средств и систем информатизации;
- работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации;
- услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
- услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование в Конкурсной документации о наличии и предоставлении лицензии ФСТЭК России и ФСБ России обусловлено особенностями создания государственной информационной системы.
При этом указанные виды работ соответствуют требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании и подпунктами "б", "г", "д" и "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком требования к участникам закупки в части наличия лицензий ФСБ России и ФСТЭК России не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Также согласно пункту 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий "Цена контракта" - 30 %;
2) Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (нестоимостные) (30%) (далее - Критерий N 1) и "Квалификация участников конкурса" (40%).
Конкурсной документацией в рамках Критерия N 1 установлен показатель "Представлен перечень дополнительно настраиваемых функций, предлагаемых Участником в рамках контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса, в дополнение к требованиям, указанным в подпунктах 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.5 Технического задания" (далее - Показатель N 1).
Оценка по Показателю N 1 производится для каждой заявки отдельно следующим образом: "Предложение участника оценивается как сумма баллов за каждый обоснованный пункт перечня.
Каждый предоставленный и обоснованный с учетом требований по функциональности, юзабилити, а также установленных техническим заданием, макет оценивается в 10 баллов".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что согласно порядку оценки не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что подлежит оценке в рамках Показателя N 1 Критерия N 1, а именно перечень дополнительно настраиваемых функций или макет. Также порядок оценки не раскрывает понятие "юзабилити".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеперечисленные действия Заказчика могут ввести участников в заблуждение и нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
5. Согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
На заседании Комиссии установлено, что в адрес Заказчика направлен запрос на разъяснение Конкурсной документации, а именно разъяснения порядка присвоения баллов по Показателю N 1.
Вместе с тем Заказчиком в ответ на запрос дано разъяснение положения Конкурсной документации N 4287, согласно которому Заказчик ссылается на порядок присвоения баллов по Показателю N 2.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не предоставлен ответ на запрос о даче разъяснений Конкурсной документации N 2487, поскольку ответ относится к иному пункту Конкурсной документации, в связи с чем действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Цифровые Технологии Онлайн" обоснованной в части пунктов 1, 2 мотивировочной части решения.
2. Признать нарушения пункта 1 части 1, части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.06.2021 по делу N 17/06/105-387/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2021 г. N 17/06/105-387/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2021