Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Лоградин" (далее - Заявитель) на действия Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ликвидацию 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории г. Заволжск Ивановской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0133200001721000408) (далее - Конкурс),и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчик:
1) ненадлежащим образом установил порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" (далее - Показатель) нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий) в части наличия у участника закупки в собственности, аренде, финансовой аренде (лизинге), в безвозмездном пользовании или на ином законном основании материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся объектом закупки;
2) в нарушение Закона о контрактной системе в техническом задании Конкурсной документации установил требование о соответствии выполняемых работ недействующему нормативному документу
СНиП N 12-03-2001;
3) в информационной карте Конкурсной документации указал противоречивые требования: "дата окончания срока представления участником конкурса с ограниченным участием разъяснений";
4) ненадлежащим образом установил в проекте контракта Конкурсной документации порядок оплаты работ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 09.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 11.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколом, составленным в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 04.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 456 013 539,26 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 04.06.2021;
4) единственная заявка, поданная на участие в Конкурсе, признана надлежащей.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает такой критерий, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В пункте 10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке такой нестоимостной критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "в" пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 2.2 приложения N 1 к информационной карте Конкурсной документации в рамках оценки заявок по Показателю Критерия оценивается наличие у участника закупки в собственности, аренде, финансовой аренде (лизинге), в безвозмездном пользовании или на ином законном основании материально-технических ресурсов, необходимого для выполнения работ, являющихся предметом конкурса в отношении следующих машин и механизмов. Предоставляются копии документов, подтверждающих наличие у участника закупки на законном основании материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ:
- экскаватор емкостью ковша до 0,5 м3;
- автосамосвал грузоподъемностью от 10 т;
- экскаватор-погрузчик;
- кран-манипулятор на базе автомобиля грузовой от 10 т;
- виброкаток весом до 5 т;
- вакуумная-ассенизаторная машина от 8 м3;
- автомойка для колес оборотного водоснабжения (комплект зима-лето, винтовой насос, дизель генератор, оборудование для газорезки металла, оборудование для чистки резервуаров.
При этом количество баллов в отношении Показателя определяется по шкале оценки, установленной в Конкурсной документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что порядок оценки по Показателю Критерия установлен в соответствии с пунктом 4 Правил исходя из сложности объекта закупки, поскольку материально-технические ресурсы, указанные в Конкурсной документации, необходимы для выполнения работ.
Комиссия, изучив Конкурсную документацию, а также заслушав пояснения Заказчика, приходит к выводу, что установленный порядок оценки по Показателю Критерия не противоречит Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика соответствуют Закону о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 10 технического задания Конкурсной документации все работы должны быть выполнены в соответствии с действующим законодательством, требованиями нормативных правовых актов в области проектирования, строительства и эксплуатации используемых при проведении работ объектов и сооружений, с обязательным выполнением норм и правил охраны труда пожарной безопасности и техники безопасности, охраны окружающей среды, зеленых насаждений и земельного участка, производственной санитарии и экологической безопасности, в том числе СНиП N 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования" (Постановление Госстроя России от 23.07.2001 N 80).
По мнению Заявителя, нормативный документ СНиП N 12-03-2001 отменен, и требование о соответствии выполняемых работ указанному документ является неправомерным.
Вместе с тем Комиссией установлено, что нормативный документ
СНиП N 12-03-2001 принят и введен в действие 01.09.2001. При этом информация о его отмене отсутствует.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о соответствии выполняемых работ нормативному документу СНиП N 12-03-2001, соответствуют Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В пункте 33 информационной карты Конкурсной документации указано, что дата окончания срока предоставления участникам конкурса с ограниченным участием в электронной форме разъяснений положений конкурсной документации - 01.06.2021.
Вместе с тем согласно информации ЕИС способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс (открытый конкурс в электронной форме).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в пункте 33 информационной карты Конкурсной документации Заказчиком допущена техническая ошибка при указании способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в извещении о проведении Конкурса, Конкурсной документации, проекте контракта Конкурсной документации указан способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
4. В силу части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
Согласно пункту 2.5 проекта контракта Конкурсной документации оплата выполненных работ производится в безналичной форме в течение тридцати дней на основании подписанных сторонами счетов (счетов-фактур), актов выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Пунктом 7.11 проекта контракта Конкурсной документации предусмотрено, что по мере выполнения работ ежемесячно подрядчик предоставляет Заказчику подписанные оригиналы следующих документов: акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и подтверждающие документы (паспорт отходов; документы по объему вывезенных отходов; подтверждение передачи отходов специализированной организации, имеющей действующую лицензию на осуществление видов деятельности по обращению с отходами) и иные документы, счет на оплату (счет-фактуру).
Вместе с тем Заказчиком не установлено событие, с которого отсчитывается тридцать дней для оплаты работ.
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом не установлен порядок оплаты выполненных работ, что нарушат пункт 1 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лоградин" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оплаты выполненных работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы по делу от 11.06.2021 N 21/44/105/927 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июня 2021 г. N 21/44/105/927
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021