Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
АО "ГК "ЕКС" (далее - Заявитель) на действия Московско - Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Московско - Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Конкурсная комиссия), АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству защитной дамбы с придамбовым дренажем для защиты района Российского центра программирования в г. Дубне Московской области (корректировка) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100102021000022) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, проектная документация, размещенная в ЕИС, не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87), поскольку в проектной документации отсутствуют сведения о транспортной схеме доставки материалов, компенсации затрат на транспортировку материалов, а также не учтен коэффициент запаса на уплотнение.
На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 10.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 11.06.2021.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.05.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 146 976 979,26 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 05204062820894009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.06.2021.
Согласно доводу Заявителя проектная документация, размещенная в ЕИС, не соответствует требованиям Постановления N 87, поскольку в проектной документации отсутствуют сведения о транспортной схеме доставки материалов, компенсации затрат на транспортировку материалов, а также не учтен коэффициент запаса на уплотнение.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 8 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Постановлением N 87 установлены требования к составу разделов проектной документации и к содержанию этих разделов.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным Заказчиком требованиям.
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация размещена в ЕИС в полном объеме. Кроме того, указанная проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы от 11.12.2020 N 50-1-1-3-063637-2020.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком выявлены технические ошибки в проектной документации, в связи с чем Заказчик рассматривает вопрос о внесении изменений в проектную документацию.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Частью II приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлен исчерпывающий перечень положений, которые должен содержать график выполнения строительно-монтажных работ.
На заседании Комиссии установлено, что обязательным приложением к проекту контракта Конкурсной документации является "График выполнения работ" (Приложение N 2). При этом в графике выполнения строительно-монтажных работ не учтены требования части II Методики, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения строительно-монтажных работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Также частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 33 раздела IV приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" установлен исчерпывающий перечень положений, которые должен содержать проект сметы контракта (далее - Приказ N 841/пр).
На заседании Комиссии установлено, что обязательным приложением к проекту контракта Конкурсной документации является "Смета контракта" (Приложение N 1). При этом согласно указанному приложению проект сметы контракта заполняется подрядчиком.
Вместе с тем в проекте сметы контракта Конкурсной документации не учтены требования Пункта 33 раздела IV Приказа N841/пр, что не позволяет участникам закупки определить порядок оплаты строительно-монтажных работ.
Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность по формированию проекта сметы контракта подрядчиком.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пунктом 6.2.37 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что ограждение строительной площадки должно отвечать ГОСТу 23407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что указанный ГОСТ утратил силу.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и нарушают часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с решением Комиссии ФАС России от 07.06.2021 по делу N 21/44/105/909 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки, а также установлении ненадлежащих требований к составу заявки на участие в Конкурсе в части требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации;
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в проекте контракта Конкурсной документации возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом";
- части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении реестровой записи общественных обсуждений закупки с нарушением регламентированного срока.
На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
Срок исполнения Предписания - 21.06.2021.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ГК "ЕКС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 20, пункта 1 части 1 статьи 31, части 4 статьи 56.1, частей 2, 6, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, указанных в пунктах 2, 3, 4 мотивировочной части решения.
4. Передать материалы от 11.06.2021 по делу N 21/44/105/935 по нарушениям, указанным в пунктах 2, 3, 4 мотивировочной части решения соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. В связи с тем, что по выявленным нарушениям, указанным в пункте 5 мотивировочной части решения выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 07.06.2021 по делу N 21/44/105/909, предписание по данному делу не выдавать.
6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 5 мотивировочной части решения переданы на основании решения 07.06.2021 по делу N 21/44/105/909 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июня 2021 г. N 21/44/105/935
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021