Резолютивная часть решения оглашена 10.06.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 11.06.2021.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 08.06.2021 N 313 Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка в отношении муниципального казенного учреждения "Управление строительства города Липецка" (далее - заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте "Реконструкция проспекта Победы с благоустройством прилегающей территории от пл. Победы до монумента "Танк" в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111319000005) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 08.06.2021, окончена 10.06.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Проверка проведена без участия представителей заказчика, уведомленного о месте и времени заседания Комиссии.
Внеплановая проверка проведена Липецким УФАС России на основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании запроса, поступившего от следователя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Липецкой области.
В результате анализа документов и сведений установлено следующее.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 26.02.2019 заказчиком размещены документация об электронном аукционе и извещение о его проведении.
Начальная (максимальная) цена контракта - 952 711 579,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 26.02.2019 10:00 час.
26.02.2019, 12.03.2019, 21.03.2019 заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.04.2019 09:00 час.
12.04.2019 аукционной комиссией заказчика по итогам рассмотрения первых частей заявок принят протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
15.04.2019 оператором электронной площадки проведен электронный аукцион.
18.04.209 аукционной комиссией заказчика подведены итоги электронного аукциона. Победителем признано ООО ТК "РУСЛАН-1" с ценовым предложением - 943184463, 20 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе рассматривались первые части заявок с идентификационными номерами 122, 12, 189, 119. Заявки участников с идентификационными номерами 12 (ООО "ДОРОЖНИК"), 119 (ООО ТК "РУСЛАН-1") были допущены до участия в электронном аукционе.
Согласно п. 9 раздела 1 документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе участнику с идентификационным номером заявки 122 было отказано в допуске на участие в электронном аукционе по следующему основанию: "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 - несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации, а именно конкретные показатели указанные в заявке не соответствуют требованиям раздела 3 "техническая часть" документации: пункт 4 "Щебень из природного камня" - в заявке указана марка по морозостойкости F250, что не соответствует ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ, где марка по морозостойкости может быть F 15, F 25, F 50, F 100, F 150, F 200 и F 300.)".
В разделе 3 документации содержатся требования к материалам, в числе которых:
N п/п |
Наименование товара |
Требуемые характеристики |
4. |
Щебень из природного камня |
Фракция щебня должна быть св. 40 до 70 мм*. Щебень должен быть из осадочных горных пород; изверженных интрузивных горных пород или изверженных эффузивных горных пород. Марка применяемого щебня не должна иметь показатель менее 600. Марка применяемого щебня по истираемости должна быть не ниже И3. Щебень должен быть устойчивым против всех видов распадов. Щебень должен быть стойким к воздействию окружающей среды. Марка применяемого щебня по показателю морозостойкости должна быть более F200. |
В инструкции по заполнению заявки (раздел 3 аукционной документации), указано, что предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ". При указании конкретных показателей используемых для выполнения работ товаров по значениям показателей, сопровождающихся словами "более", "выше", "шире", "лучше" "должен превышать", участник закупки должен указать конкретные значения показателей, которые больше описанных подобным образом.
Таким образом, участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением, более установленного заказчиком, а также соответствующим ГОСТу.
Согласно пункту 4.5.2 ГОСТа 8267-93 "Щебень и гравий по морозостойкости" щебень подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
Вместе с тем, установлено, что в первой части заявки c идентификационным номером 122 по приведенному пункту таблицы участников предложено следующее значение о марке щебня по морозостойкости: "F250", что не соответствует требованиям аукционной документации и ГОСТа 8267-93 "Щебень и гравий по морозостойкости".
Также, в соответствие с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, участнику с идентификационным номером заявки 189 было отказано в допуске на участие в электронном аукционе по следующим основаниям: "на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 - предоставление не достоверной информации: пункт 15 "Бетон тяжелый" - в заявке указано, что бетонные смеси изготовлены без добавок и указана марка бетона F1 200, что противоречит ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые, в пункте 4.4.3 указано - Бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости F1 200 (F2 100) и выше следует изготовлять с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок - информация не достоверна пункт 36 "Травосмесь" - в заявке сумма долей содержания семян и примесей 100,05% - информация не достоверна, сумма долей должна быть 100%)".
В техническом задании аукционной документации заказчиком установлено:
N п/п |
Наименование товара |
Требуемые характеристики |
15. |
Бетон тяжелый |
Бетонные смеси для бетона должны быть изготовлены без добавок или с применением воздухововлекающих добавок _.. По морозостойкости по первому базовому методу бетон должен быть марки не более F1200. |
В инструкции по заполнению заявки, указано, что предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые". Если в документации об аукционе (техническом задании) установлено несколько значений или диапазонов значений параметра, которые перечисляются и сопровождаются союзом "или", то участником закупки должен быть предложен один товар с конкретными значениями показателей из товаров, разделенных союзом "или". При этом значения показателей, сопровождающиеся словами "минимальное значение", "не менее", "не ниже", "не хуже", "не ранее", "min" являются минимальными; значения показателей, сопровождающиеся словами "максимальное значение", "не более", "не выше", "не позднее", "не должен превышать", "в пределах", "max" являются максимальными.
Таким образом, участником закупки должен быть предложен товар с конкретным составом бетонной смеси, а также с его показателем морозостойкости, менее установленного заказчиком, при этом соответствующим требованиям ГОСТа.
Согласно пункту 4.4.3 ГОСТа 26633-2015 бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости () и выше следует изготовлять с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок.
Вместе с тем, установлено, что в первой части заявки c идентификационным номером 189 по приведенному пункту таблицы участником предложено следующее значение о марке щебня по морозостойкости: "Бетонные смеси для бетона изготовлены без добавок_.По морозостойкости по первому базовому методу бетон марки ", что не соответствует требования ГОСТа 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые".
Также по позиции 36 технического задания аукционной документации установлено:
N п/п |
Наименование товара |
Требуемые характеристики |
36. |
Травосмесь |
В составе газонной смеси райграса пастбищного должно быть до 40% по массе. В составе газонной смеси овсяницы красной должно быть до 50% по массе. В составе газонной смеси овсяницы луговой должно быть до 60 процентов по массе. В составе газонной смеси тимофеевки луговой не должно быть менее 10 процентов по массе. В составе газонной смеси ежи сборной должно быть не более 15% по массе. В составе газонной смеси мятлика лугового должно быть до 15% по массе. Всхожесть семян в смеси должна быть не меньше 70%. В составе газонной смеси примесей не должно быть более 1%. |
Вместе с тем, установлено, что в первой части заявки c идентификационным номером 189 по приведенному пункту таблицы предложено следующее о составе травосмеси: "В составе газонной смеси райграса пастбищного 25% по массе. В составе газонной смеси овсяницы красной 25% по массе. В составе газонной смеси овсяницы луговой 30 процентов по массе. В составе газонной смеси тимофеевки луговой 10 процентов по массе. В составе газонной смеси ежи сборной 5% по массе. В составе газонной смеси мятлика лугового 5% по массе. Всхожесть семян в смеси:- райграса пастбищного - 80%,- овсяницы красной - 75%,- овсяницы луговой - 85%, - тимофеевки луговой - 80%,- ежи сборной - 75%,- мятлика лугового - 70%. В составе газонной смеси примесей 0,5%.".
Установлено, что сумма долей содержания семян и примесей, предложенной участником, составляет 100,05%. При этом, в описании объекта закупки по рассматриваемой позиции содержится общая сумма долей содержания семян и примесей - 100%. Предложенная участником сумма долей содержания семян и примесей в составе газонной смеси не соответствует требованиям аукционной документации.
В силу ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 данной статьи установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, у аукционной комиссии заказчика имелись основания для отклонения заявок участников c идентификационными номерами 122, 189.
В пункте 8 раздела 1 аукционной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки: участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов работ:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В силу пункта 10 раздела 2 документации об электронном аукционе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в числе прочего документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44 - ФЗ:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На момент размещения документации об электронном аукционе дополнительные требования к участникам закупок подлежали установлению на основании Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 04.08.2017) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (начало действия документа 04.08.2017).
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте: "Реконструкция проспекта Победы с благоустройством прилегающей территории от пл. Победы до монумента "Танк" в г. Липецке".
В действующей редакции Постановления N 99 на момент размещения заказчиком документации к участникам закупок, предметом которых является выполнение работ Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, предъявлено следующее дополнительное требование:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом установлен перечень документов, подтверждающих соответствие данному требованию:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
С 01.07.2019 статья 66 Закона о контрактной системе дополнена частью 8.2 следующего содержания: "Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке." (Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Вместе с тем, на момент размещения документации об электронном аукционе п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлена обязанность по предоставлению в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копий этих документов, а также декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Из анализа представленных документов и сведений оператором электронной площадки установлено, что победитель электронного аукциона - ООО ТК "РУСЛАН-1" в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию во второй части заявки представил копии:
- муниципальный контракт N 0137300043317000040-0347921-01 от 13.04.2017 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция автодороги с асфальтовым покрытием "Правый берег - Шопино", стр. 1б протяженностью 4,5 км" (1 этап: 3-ий Академический проезд до ул. Воротынская, протяженностью - 0,85 км; 2 этап: ул. Воротынская - мкр. "Кошелев проект", протяженность - 1,85 км), заключенного между ООО ТК "РУСЛАН-1" и муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства города Калуги", на сумму 696 648 405, 87 рублей, дополнительных соглашений к контракту NN 1 -2, актов по форме NКС-2 приемки выполненных работ и справок по форме NКС-3 о стоимости выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
Установлено, что муниципальный контракт N 0137300043317000040-0347921-01 от 13.04.2017 заключен по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0137300043317000040 (реестровый номер контракта 3402710458017000019).
В реестре контрактов в отношении контракта с реестровым номером 3402710458017000019 размещены сведения о его исполнении на сумму 765 734 105,62 руб, а также содержатся сведения в единой информационной системе в сфере закупок о статусе контракта - "Исполнение завешено".
Таким образом данные документы с учетом действующих на момент проведения электронного аукциона правил подачи заявок, по мнению Комиссии, подтверждают соответствие победителя электронного аукциона установленному заказчиком дополнительному требованию.
Согласно имеющимся в материалах дела документам и сведениям, представленным оператором электронной площадки установлено, что участник электронного аукциона с идентификационным номером заявки 12 - ООО "ДОРОЖНИК в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию во второй части заявки представил копии:
- договор субподряда N 2104 от 21.04.2017 на выполнение подрядных работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги (наименование объекта реконструкции "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-6 "Каспий - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Реконструкция автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон"-Тамбов-Волгоград-Астрахань на км 423+000-км 431+000, Тамбовская область"), заключенного между ООО "ДОРОЖНИК" и АО "ЕВРОДОРСТРОЙ", на сумму 214 005 736, 00 рублей, актов по форме NКС-2 приемки выполненных работ и справок по форме NКС-3 о стоимости выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, выданных ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства".
Согласно копии представленного договора и копиям актов о приемке выполненных работ ООО "ДОРОЖНИК" по условиям договора при его исполнении являлось субподрядчиком, а АО "ЕВРОДОРСТРОЙ" подрядчиком.
Исходя из анализа закупок, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, а также сведений договора субподряда N 2104 от 21.04.2017, установлено, что строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Реконструкция автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на км 423+000 - км 431+ 000, Тамбовская область - являлось предметом открытого аукциона в электронной форме с реестровым номером 0364100001813000100 (начальная (максимальная цена контракта 2 606 256 260,00 руб.) (заказчик - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства"). По итогам закупки контракт заключен между заказчиком - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" и АО "ЕВРОДОРСТРОЙ".
Установлено, что договор, представленный ООО "ДОРОЖНИК" в качестве подтверждения опыта по дополнительным требованиям, заключен 31.01.2014 в рамках исполнения обязательств по контракту с реестровым номером 0364100001814000021 (реестровый номер закупки 0364100001813000100) между ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" и АО "ЕВРОДОРСТРОЙ" на строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Реконструкция автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на км 423+000 - км 431+ 000, Тамбовская область на сумму 2 546 169 306,00 руб.
Кроме того, в составе второй части заявки участника ООО "ДОРОЖНИК" содержатся копии актов приемочной комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных строительством (возведением), реконструкцией автомобильной дороги и дорожных сооружений, в которых установлено, что строительство (реконструкция) осуществлены подрядчиком АО "ЕВРОДОРСТРОЙ" выполнившими собственными силами подготовительные работы, земляные работы, малые искусственные сооружения, дорожную одежду, пересечения и примыкания, обустройство и обстановку дороги и силами субподрядных организаций, в числе которых, ООО "ДОРОЖНИК".
Стоит отметить, что представленный во второй части заявки с идентификационным номером 12 договор субподряда заключен с подрядчиком АО "ЕВРОДОРСТРОЙ" 21.04.2017. При этом, контракт с реестровым номером 0364100001814000021 действует с 31.01.2014. Согласно календарному графику производства работ по контракту с реестровым номером 0364100001814000021 в 2017 году должны быть выполнены работы на общую сумму 963 540 487, 70 руб. В то время, как представленный в заявке ООО "ДОРОЖНИК" договор субподряда заключен на сумму 214 005 736, 00 рублей.
В связи с чем, поскольку в составе представленных во второй части участника закупки с идентификационным номером заявки 12 документов отсутствует указания на то, какие именно виды работ были выполнены ООО "ДОРОЖНИК" в рамках представленного договора и на каких именно участках автомобильной дороги, Комиссии Липецкого УФАС не представляется возможным оценить договор субподряда N 2104 от 21.04.2017 как подтверждающий опыт участника закупки.
Генеральный подрядчик - один из основных участников инвестиционного процесса в строительстве, который на основании договора подряда (контракта), заключенного с заказчиком, полностью отвечает за осуществление строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией и в обусловленный срок, за обеспечение высокого качества выполняемых строительных и монтажных работ по объекту или комплексу строительства. Генподрядчик имеет право поручать по субподрядному договору выполнение отдельных видов и комплексов работ специализированным подрядным организациям, т.е. субподрядчикам.
Субподрядчик - специализированная подрядная организация, привлекаемая генеральным подрядчиком на договорных условиях для выполнения на строящемся объекте строительных, специальных строительных, ремонтных, монтажных работ.
При этом субподрядные организации, привлекаемые подрядчиком для выполнения работ по контракту, не являются организаторами строительства, выполняют часть обязательств и работ по объекту, не несут ответственности за своевременный ввод объекта в эксплуатацию, не имеют гражданско-правовых отношений с заказчиком (застройщиком) и не несут перед ним ответственности.
Согласно абзацу 11 пункта 2 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения": "На основании изложенного, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)".
Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 NФ05-15295/2017 по делу N А40-7626/17, определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017).
Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства N 99.
Исходя из изложенного, представленный ООО "ДОРОЖНИК" договор является договором субподряда, и не может считаться надлежащим подтверждением опыта участника.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Следовательно, поскольку ООО "ДОРОЖНИК" не представил документы, подтверждающие его опыт по дополнительным требованиям, то его заявка должна быть признана аукционной комиссией заказчика не соответствующей требованиям документации.
Таким образом, единой комиссией допущено нарушение ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Данные действия членов единой комиссии заказчика содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение законодательства о контрактной системе (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, поскольку подведение итогов электронного аукциона было произведено единой комиссией 18.04.2019, в настоящее время срок давности привлечения их к административной ответственности истек.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать нарушения ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии муниципального казенного учреждения "Управление строительства города Липецка" при осуществлении закупки на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте "Реконструкция проспекта Победы с благоустройством прилегающей территории от пл. Победы до монумента "Танк" в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111319000005).
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку по итогам закупки заключен контракт.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 июня 2021 г. N 048/06/99-785/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2021