Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.Р. Дедух,
В.Н. Гижко,
рассмотрев дело N061/06/67-1032/2021 по жалобе Заявителя о нарушении аукционной комиссией Заказчика при проведении электронного аукциона N0358300092121000019 "Приобретение изделий медицинского назначения (перчатки) в рамках реализации мероприятий по иммунопрофилактике новой коронавирусной инфекции для нужд МБУЗ "ЦРБ" Волгодонского района в 2021 году" (далее - аукцион) норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), с использованием системы видеоконференц-связи (ВКС), в отсутствие представителя Заказчика, уведомленного надлежащим образом, в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске участнику к участию в аукционе.
Заказчик не согласился с доводами Заявителя; представил в Комиссию Ростовского УФАС России письменные пояснения по жалобе Заявителя.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Извещение и Документация размещены Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 24.05.2021.
25.05.2021 в Извещение внесены изменения согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 428 300,00 рублей; 2) установлены дата и время окончания подачи заявок - 02.06.2021 10:00 (МСК).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 03.06.2021, на участие в электронном аукционе подано 16 заявок:
- участнику с идентификационным номером 109926187 (ИП Шибанов Д.В.) отказано в допуске к аукциону в соответствии с п.1 ч.4 ст.67 Закона.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 03.06.2021, участнику с идентификационным номером 109926187 отказано в допуске к аукциону с обоснованием: "Непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона N44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п.1 ч.4 ст.67 44-ФЗ). По результатам рассмотрения первых частей электронного аукциона N0358300092121000019, отказать участнику в допуске к участию в аукционе на основании непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п.1 ч.4 ст.67 44-ФЗ), а именно не указана страна происхождения товара".
Пунктом 1 ч.1 ст.64 Закона установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст.33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ч.2 ст.66 Закона, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Частью 3 ст.66 определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 67 Закона установлены случаи, при которых участник электронного аукциона не допускается к участию в нем:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Обозрев представленную на участие в электронном аукционе первую часть заявки Заявителя, установлено, что заявка ИП Шибанова Д.В. содержит таблицу с указанием конкретных показателей товара в соответствии с документацией об аукционе. Информация о стране происхождения товара в таблице отсутствует.
Вместе с тем, Заявителем указана страна происхождения товара путем использования функционала электронной площадки. Комиссия Заказчика данной информацией при рассмотрении заявки располагала.
В соответствии с п.14 Дополнительных требований к операторам электронных площадок Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Постановление N656) оператор электронной площадки и оператор специализированной электронной площадки обеспечивают участнику закупки подачу заявки на участие в закупке путем ее формирования на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с типовой формой заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, предусмотренной частью 5 статьи 24.1 Федерального закона, соответственно.
Таким образом, форма, заполняемая участниками закупки на электронной торговой площадке, входит в состав первой части заявки и подлежит рассмотрению аукционной комиссией на соответствие требованиям документации об электронном аукционе и Закону.
Аналогичная правовая позиция изложена, в том числе, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.11.2020 по делу NА63-23413/2020.
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что ИП Шибановым Д.В. в составе первой части заявки указана страна происхождения товара в соответствии с документацией об аукционе и Закону.
Таким образом, комиссия Заказчика неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в закупке, чем нарушила ч.5 ст.67 Закона.
Ввиду изложенного, жалоба Заявителя обоснована.
В рамках проведения внеплановой проверки закупки выявлены следующие нарушения.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч.5 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Во исполнение данного положения Закона, Правительством Российской Федерации издано Постановление от 30.08.2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
В силу п.11 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В силу п.12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Постановление N 1042) общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В проекте контракта Документации об аукционе Заказчиком установлено следующее:
9.7. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, не может превышать цену Договора.
9.12. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Договором, не может превышать цену Договора.
Таким образом, Заказчик неправомерно установил степень ответственности, при которой не допускается превышение цены контракта совокупным размером неустоек (штрафов и пени). Заказчик, ограничив установленную законодательством возможность превышения цены контракта размером пени, либо суммой штрафов и пени, действовал не в соответствии с положениями Постановления N 1042.
На основании изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что проект контракта не соответствует действующему на момент публикации извещения законодательству о контрактной системе в сфере закупок, что является нарушением ч.5, 8 ст.34 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч. 5,8 ст.34 Закона.
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч.5 ст.67 Закона.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, продолжении торгов с наименьшей предложенной цены и приведении проекта контакта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом названного Решения Ростовского УФАС России, и направлении лицу, с которым заключается контракт.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности ответственных должностных лиц.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.Р. Дедух
В.Н. Гижко
Исп. Гижко В.Н.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 июня 2021 г. N 061/06/67-1032/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021