Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - поступило ходатайство, о рассмотрении дела в отсутствии представителя,
от ООО "Сантас" - представитель отсутствовал,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Сантас" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N1" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200015421000134 "Поставка оборудования для прачечной (стиральная машина профессиональная, центрифуга для сушки одежды, машина сушильная)".
Заявитель обжалует действия заказчика в части осуществления закупки.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях заполнения заявок участникам закупок необходимо указывать характеристики руководствуясь инструкцией по заполнению заявок.
В данном случае, инструкция по заполнению заявок является сложной, составленной на 7 листах очень мелким шрифтом и содержащая противоречивые сведения.
В инструкции по заполнения первых частей заявок содержится много лишней информации не относящейся к порядку заполнения характеристик товара настоящей закупке.
Вместе с тем, Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Фактически Инструкция используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Вместе с тем, при разработке подобных инструкций заказчики должны понимать, что включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками, потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
Частью 8 Закона N44-ФЗ установлено: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
К целям контрактной системы в силу ст. 1, 6 и 8 Закона N 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблении, создание равных условии для участников.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования к товарам, используемых при выполнении работ должно быть, установлено в понятном, недвусмысленном для потенциальных участников виде, а также не должно содержать каких-либо сложностей путем объемного и запутанного технического задания.
Таким образом, заказчиком установлено сложное и противоречивое техническое задание, которое не позволяет однозначно определить, что участник закупки должен указать в своей заявке, что усложняет процесс подготовки заявки.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного Суда Северо - Кавказского округа от 20.04.2017 по делу NoА53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах.
Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Частью 8 Закона N44-ФЗ установлено: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
К целям контрактной системы в силу ст. 1, 6 и 8 Закона N 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблении, создание равных условии для участников.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования к товарам, используемых при выполнении работ должно быть, установлено в понятном, недвусмысленном для потенциальных участников виде, а также не должно содержать каких-либо сложностей путем объемного и запутанного технического задания.
Заказчиком установлено сложное и запутанное техническое задание, перечень товаров, поставляемых заказчику в рамках выполнения работ, разбит на зоны размещения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ - в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В позиции N1 установлено:
"_ Допустимые отклонения в объеме барабана могут быть + 5% - 10%"
Данное требование не позволяет однозначно определить потребность Заказчика, поскольку не понятно какое именно отклонение требуется "плюс 5% минус 10% или плюс5% тире 10%". Этим требованием Заказчик вводит участников закупки в заблуждение. По этой позиции заказчиком были отклонены заявки.
В позиции N 3 установлено:
"_Должна быть предназначена для сушки изделий из сушки изделий из смешанных и хлопчатобумажных тканей, выстиранных и отжатых до остаточной влажности не более 50%...".
Согласно инструкции по заполнению заявки данный показатель должен конкретизироваться, однако по своей сути является диапазонным, и производители сушильных машин указывают его в характеристиках неконкретным. Таким образом предоставить достоверные сведения по данному показателю не представляется возможным.
Таким образом, в действиях заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N1" установлены нарушения требований ст. 64 и ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Сантас", Комиссией установлено следующее:
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.06.2021 г. N 0321200015421000134-1, 8 заявок поступили, 6 были отклонены.
Заявка заявителя ООО "Сантас" N 217 отклонена по следующим основаниям (помимо прочих оснований):
"на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ; (закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": участником предоставлена недостоверная информация: участником по пункту 3 "Машина сушильная" предложена машина сушильная Вязьма "Вега" ВС-25 Арт. ВС-25.11, при этом конкретные характеристики предлагаемого товара не соответствуют характеристикам указанного товара, описанным в документации производителя (МАШИНА СУШИЛЬНАЯ "ВЕГА" ВС-25 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС-25.00.00.000 РЭ): участником указано "Предназначена для сушки изделий из смешанных и хлопчатобумажных тканей, выстиранных и отжатых до остаточной влажности 50 %", в документации производителя - "Машины сушильные _ предназначены для сушки изделий из смешанных и хлопчатобумажных тканей, выстиранных и отжатых до остаточной влажности не более 50 %"; участником по пункту 3 "Машина сушильная" предложена машина сушильная Вязьма "Вега" ВС-25 Арт. ВС-25.11, при этом конкретные характеристики предлагаемого товара не соответствуют характеристикам указанного товара, описанным в документации производителя (МАШИНА СУШИЛЬНАЯ "ВЕГА" ВС-25 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС-25.00.00.000 РЭ) и на официальном сайте производителя (https://www.vyazma.su/catalog/sushilnye_mashiny/sush-vega/vc-25/): участником указано "Масса, кг - 320", в документации производителя - "Масса, кг, не более 320".)".
По первому основанию установлено, что участником предоставлена недостоверная информация: участником по пункту 3 "Машина сушильная" предложена машина сушильная Вязьма "Вега" ВС-25 Арт. ВС-25.11, при этом конкретные характеристики предлагаемого товара не соответствуют характеристикам указанного товара, описанным в документации производителя (МАШИНА СУШИЛЬНАЯ "ВЕГА" ВС-25 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС-25.00.00.000 РЭ): участником указано "Предназначена для сушки изделий из смешанных и хлопчатобумажных тканей, выстиранных и отжатых до остаточной влажности 50 %", в документации производителя - "Машины сушильные _ предназначены для сушки изделий из смешанных и хлопчатобумажных тканей, выстиранных и отжатых до остаточной влажности не более 50 %".
Во-первых, участником в заявке предоставлен конкретный показатель, который удовлетворяет потребности заказчика и полностью соответствует руководству по эксплуатации производителя (50% соответствует условию "не более 50%"). И уже никаким образом не может трактоваться как недостоверная информация.
Во-вторых, паспорта на оборудования АО "ВМЗ" (руководства по эксплуатации) не находятся в общем доступе. Непонятно, какой именно информацией оперирует заказчик, так как все руководства по эксплуатации производителя, начиная с 2000 года, называются ВС-25.00.00.000 РЭ. Поэтому возникают вопросы достоверности и актуальности информации.
По второму основанию, установлено, что участником по пункту 3 "Машина сушильная" предложена машина сушильная Вязьма "Вега" ВС-25 Арт. ВС-25.11, при этом конкретные характеристики предлагаемого товара не соответствуют характеристикам указанного товара, описанным в документации производителя (МАШИНА СУШИЛЬНАЯ "ВЕГА" ВС-25 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС-25.00.00.000 РЭ) и на официальном сайте производителя (https://www.vyazma.su/catalog/sushilnye_mashiny/sush-vega/vc-25/): участником указано "Масса, кг - 320", в документации производителя - "Масса, кг, не более 320").
Во-первых, участником в заявке предоставлен конкретный показатель, который удовлетворяет потребности заказчика и полностью соответствует руководству по эксплуатации производителя (320 кг соответствует условию "не более 320 кг"). И уже никаким образом не может трактоваться как недостоверная информация.
Во-вторых, масса - это абсолютно точный показатель. Производитель может указывать значение как "не более 320 кг", так как производство конвейерное и возможны отклонения в несколько килограммов от модели к модели. Но к поставке участниками предлагается одна конкретная модель, у которой масса физически не может быть диапазонным показателем.
Таким образом, доводы отклонения полностью необоснованны. В заявке предоставлена абсолютно достоверная информация согласно данным завода-изготовителя и полностью удовлетворяющая требованиям заказчика.
Исходя из вышеизложенного видно, что составленная инструкция и требования к техническим характеристикам товара, противоречат друг другу и нарушают требования ст. 64 Закона 44-ФЗ.
Применяя инструкцию по заполнению заявки, изложенную в аукционной документации, участник закупки фактически лишен возможности правильного заполнения заявки. В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать, в том числе инструкцию по ее заполнению.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание на то, что включение документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Через Инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения.
Для составления заявки участнику необходимо применить усложненную и запутанную инструкцию, для выбора нужной характеристики товара.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона N44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч. 4 ст. 67 Закона N44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N1" установлены нарушения требований ч. 4 ст. 67 Закона N44-ФЗ.
По итогам рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 33, ст. 64, ст. 67 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сантас" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N1" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200015421000134 "Поставка оборудования для прачечной (стиральная машина профессиональная, центрифуга для сушки одежды, машина сушильная)" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N1" нарушившими ст. 33, ст. 64, ст. 67 Закона N44-ФЗ, в связи с тем, что заказчику ранее выдавалось предписание N 298 от 07.06.2021 года по делу N 026/06/65-1327/2021, принято решение - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
С. И. Рошевский
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 июня 2021 г. N 026/06/67-1379/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2021