Резолютивная часть объявлена 10.06.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 16.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
в отсутствие представителей заявителя - ООО "ДЖУЛИ", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
в отсутствие представителей заказчика - администрации муниципального образования "Правдинский городской округ", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "ДЖУЛИ" (вх. N 4117 от 04.06.2021) на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Правдинский городской округ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт автомобильных дорог Правдинского городского округа (извещение N 0135300003221000025) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 04.06.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Аукционной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта. Заявитель полагает, что Заказчиком должно было быть установлено требование о наличии у участников закупки опыта в соответствии с пунктом 2 (5) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, поскольку объектом закупки являются работы по капитальному ремонту линейного объекта.
Заказчиком письменные пояснения по доводам жалобы Заявителя не представлены.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27.05.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0135300003221000025 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 337 000,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Пункте 23 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации указано, что описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта содержатся в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" настоящей документации.
Согласно разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Заказчик поручает, а Генеральный Подрядчик принимает на себя обязательства на капитальный ремонт автомобильных дорог Правдинского городского округа, расположенного по адресу: Калининградская область, Правдинский район, в соответствии с проектной (сметной) документацией, прошедшей проверку в установленном порядке, а также условиями контракта, действующими на территории Российской Федерации строительными нормами и правилами.
В соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта раздела 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" начальная (максимальная) цена контракта на капитальный ремонт автомобильных дорог Правдинского городского округа рассчитана для капитального ремонта автомобильных дорог Правдинского городского округа, расположенных по адресу: Калининградская область, Правдинский район, г. Правдинск ул. Пионерская, ул. М. Садовая., пос. Железнодорожный ул. Школьная, п. Костромино ул. Зеленая.
Локальной сметой (Локальным сметным расчетом), являющейся частью Аукционной документации, также установлено, что данная смета составлена для выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог Правдинского городского округа в текущих ценах по состоянию на 2020-IV квартал по НБ: "ГЭСН-2020 с доп. и изм. 4 (приказ Минстроя России N 635/пр)".
Таким образом, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту линейных объектов.
Согласно пункту 2(5) приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к частникам устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона N 0135300003221000025, Заказчиком установлено дополнительно требование к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно требование в соответствии с п. 2.2 приложения N 1 ПП РФ N 99.
Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Однако, в разделе 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации, данное требование отсутствует.
Комиссия отмечает, что одним из принципов контрактной системы является принцип открытости и прозрачности.
Так согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссия, изучив извещение о проведении Аукциона, Аукционную документацию с приложениями, установила, что закупка проводится для муниципальных нужд, стоимость выполнения работ превышает 5 млн. рублей, согласно разделу 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта", а также Локальной смете (Локальным сметным расчетом) подрядчику необходимо будет выполнить работы по капитальному ремонту линейных объектов, соответственно, Заказчику в данном случае, вне зависимости от того, что капитальный ремонт будет осуществляться на четырех линейных (объектах) - автомобильных дорогах, необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупки в части наличия опыта работы, связанного с предметом контракта.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещении о проведении Аукциона N 0135300003221000025 дополнительное требование к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 2(2) приложения N 1 Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, вместо требуемого пункта 2(5) приложения N 1 Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а также не установившего дополнительные требования к участникам закупки в разделе 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации, нарушают положения части 3 статьи 7, части 4 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия, в связи с ранее выданным предписанием N 53-кс/2021 от 10.06.2021 по жалобе ООО "Норма" (вх. N 4108 от 04.06.2021), считает возможным обязательное для исполнение предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию муниципального образования "Правдинский городской округ" нарушившим часть 3 статьи 7, часть 4 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Заместитель председателя Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 16 июня 2021 г. N 039/06/31-615/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2021