Резолютивная часть оглашена
15.06.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Приоритет Тольятти" на конкурсной документации при проведении электронного аукциона на Ремонт кровли здания СДК в селе Ахрат сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Ахрат, ул. Ленина, д. 2 (извещение N0142300014821000018, начальная (максимальная) цена контракта - 3 012 835,46 руб.), на ремонт крыши здания СДК в селе Исаково сельского поселения Кротково муниципального района Похвистневский Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Исаково, ул.Хлеборобов, д. 27 (извещение N0142300014821000019, начальная (максимальная) цена контракта - 2 888 966,40 руб.),
в присутствие представителей -
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Приоритет Тольятти" на конкурсной документации при проведении электронного аукциона на Ремонт кровли здания СДК в селе Ахрат сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Ахрат, ул. Ленина, д. 2 (извещение N0142300014821000018, начальная (максимальная) цена контракта - 3 012 835,46 руб.), на ремонт крыши здания СДК в селе Исаково сельского поселения Кротково муниципального района Похвистневский Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, Похвистневский район, с. Исаково, ул.Хлеборобов, д. 27 (извещение N0142300014821000019, начальная (максимальная) цена контракта - 2 888 966,40 руб.),
Согласно доводам жалоб ООО "Приоритет Тольятти" следует:
- Установленные Заказчиком по Показателю "Качество работ, качество услуг" как предмет оценки, - представление Технологических карт, ограничивает конкуренцию, так как в ТЗ установлено наличие требований на соответствие документам по стандартизации и техническому регулированию.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку действий Заказчика, отменить протоколы, выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки, привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности.
Представители Заказчика против доводов Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно письменным пояснениям Заказчика:
Оценка производится с использованием шкалы оценки, указанной в Таблице, (при этом максимальная оценка в баллах по показателю составляет 100 баллов).
Участник закупки предоставляет информацию по показателю "Качество работ" в произвольной форме - в виде текстового, табличного, графического или иного материала. Предоставленная информация должна соответствовать требованиям настоящей конкурсной документации. Технологические карты должны быть выполнены в соответствии с действующими нормативными документами в сфере строительства и Методическими рекомендациями по разработке и оформлению технологической карты МДС 12-29.2006, с учетом сметной документации и содержать следующие разделы: область применения; общие положения; организация и технология выполнения работ; требования к качеству работ; потребность в материально-технических ресурсах; техника безопасности и охрана труда. Входной контроль материалов и оборудования: под мероприятиями по проведению входного контроля материалов и оборудования для целей конкурсной документации понимается описание участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, мероприятий по проведению входного контроля подрядчиком, выполняющим работы, соответствия показателей качества строительных материалов и оборудования, предусмотренных конкурсной документацией, для выполнения работ требованиям технических регламентов, стандартов, сметной документации и (или) условиям контракта между заказчиком и подрядчиком. Описание входного контроля материалов и оборудования должно соответствовать ГОСТ 24297-2013.
В Техническом задании установлено:
5. Выполняемая работа по своему качеству должна соответствовать требованиям: соответствовать требованиям документов стандартизации и технического регулирования, установленных для данного типа (вида) работ в Российской Федерации на момент подписания Сторонами Акта приемки выполненных работ по Контракту, а также: Гражданским кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом "О техническом регулировании" N184 - ФЗ от 27.12.2002 г., Федеральным законом от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами, в том числе:
- СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004;
- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";
- СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство";
- СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ГОСТ Р 56828.24-2017 Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности.
Все вышеперечисленные нормативные документы содержат общие требования и не содержат описания технологии выполнения работ по предмету закупки и других необходимых для Заказчика сведений и показателей, позволяющие определить лучшие условия исполнения контракта. Таких как: организация и технология выполнения работ; требования к качеству работ, выбору технологии (состава и последовательности технологических процессов) строительного производства, по определению состава и количества строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, предложение по организации сбора и актуализации данных путем обследования объекта закупки, описание используемого инструментария, предложения по порядку согласования документации с инженерными службами, гарантирующими организациями, органами местного самоуправления, иными службами.
Лишь наличие в заявке указаний и ссылок на нормативную документацию является недостаточным для выявления победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
В связи с этим, в нестоимостных критериях Заказчиком для оценки предложений предусмотрено, в том числе, описание технологии выполнения работ(тех карты), а именно Технологические карт.
Также установлено: Технологические карты должны быть выполнены в соответствии с действующими нормативными документами в сфере строительства и Методическими рекомендациями по разработке и оформлению технологической карты МДС 12-29.2006, с учетом сметной документации и содержать следующие разделы: область применения; общие положения; организация и технология выполнения работ; требования к качеству работ; потребность в материально-технических ресурсах; техника безопасности и охрана труда.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке и оформлению технологической карты МДС 12-29.2006.
Методические рекомендации предназначены прежде всего для строительных организаций, самостоятельно составляющих технологические карты на выполняемые ими строительно-монтажные работы.
- Технологическая карта наряду с проектом организации строительства и проектом производства работ является основным организационно-технологическим документом в строительстве.
Т.е., разработка Технологической карты является важной частью производства строительно-монтажных и ремонтных работ.
В МДС 12-29.2006 содержится следующее:
Наличие организационно-технологических документов, в том числе технологических карт, и их использование в строительном производстве во многом предопределяют мощь и конкурентоспособность строительной организации.
- Технологическая карта содержит комплекс мероприятий по организации труда с наиболее эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений. В технологическую карту включаются наиболее прогрессивные и рациональные методы по технологии строительного производства, способствующие сокращению сроков и улучшению качества работ, снижению их себестоимости. Технологическая карта обеспечивает не только экономное и высококачественное, но и безопасное выполнение работ, поскольку содержит нормативные требования и правила безопасности.
В МДС 12-29.2006 содержится следующее:
- Технологическая карта не такой сложный и трудоемкий документ, чтобы строительная организация (фирма) поручала ее разработку специализированной проектной организации. Располагая квалифицированными инженерными кадрами, строительная организация может своими силами составить технологическую карту.
В МДС 12-29.2006 содержится следующее:
- 4.1. Технологическая карта составляется для использования:
- на выполнение отдельных видов работ - геодезических, земляных, свайных, каменных, монтажных, бетонных (опалубочных, арматурных), кровельных, отделочных, устройства полов, санитарно-технических и тому подобных работ;
В МДС 12-29.2006 содержится следующее:
Технологическая карта может быть использована при разработке проекта организации строительства, при подготовке тендерной (договорной) документации подряда, для контроля качества выполнения работ заказчиками, генеральными подрядчиками и надзорными органами, при обучении и повышении квалификации рабочих и ИТР, в учебном процессе в строительных вузах и техникумах.
В МДС 12-29.2006 содержится следующее:
- 4.3. Технологическая карта разрабатывается для обеспечения строительства рациональными решениями по организации, технологии и механизации строительных работ.
4.4. Для составления технологической карты подготавливаются и принимаются решения по выбору технологии (состава и последовательности технологических процессов) строительного производства, по определению состава и количества строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, выявляется необходимая номенклатура и подсчитываются объемы материально-технических ресурсов, устанавливаются требования к качеству и приемке работ, предусматриваются мероприятия по охране труда, безопасности и охране окружающей среды.
В МДС 12-29.2006 содержится следующее:
4.5. При разработке технологических карт используются государственные стандарты, строительные нормы и правила, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства. Для повышения конкурентоспособности строительной организации (фирмы) рекомендуется применять в технологических картах прогрессивные, более жесткие, чем в приведенных документах, нормы и правила.
Как видно из вышеизложенного, Технологическая карта наряду с проектом организации строительства и проектом производства работ является основным организационно-технологическим документом в строительстве. И разработка ТК может быть использована при подготовке тендерной (договорной) документации.
Располагая квалифицированными инженерными кадрами(как отмечено в МДС 12-29.2006), строительная организация может своими силами составить технологическую карту(наличие квалифицированных инженерных кадров, свидетельствует об уровне и конкурентоспособности строительной организации).
Целью проведения конкурса является выявление победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с требованиями Законодательства, в конкурсной документации предусмотрена оценка заявок по показателю "качество работ, качество услуг"
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Наличие Тех карт, их содержание и привязка к конкретному объекту, позволяет выявить победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки положения(условия оценки заявки при представлении Тех карт) ограничивает конкуренцию и создает создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Приоритет Тольятти" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 июня 2021 г. N 534-14940-21/4 (ключевые темы: технологическая карта - конкурсная документация - участники закупок - строительная организация - исполнение контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021