Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ОАО "Гипрогор" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "Институт регионального и городского планирования" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работы "Внесение изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки города Перми" (изв. N 0156200009921000315),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000315 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работы "Внесение изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки города Перми".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 43 466 666,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.06.2021 г.
1. Заявитель полагает, что в конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено требование о представлении в составе заявки участника закупки лицензии, выданной Федеральной службой безопасности РФ на проведение работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных 4 наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 54.3 Закона о закупках, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с п.3 ч.6 ст.54.4 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч.7 ст.54.4 Закона о закупках, требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
Заявитель в доводе жалобы указывает, что целью разработки проекта генерального плана является в том числе развитие инженерной инфраструктур. Водоснабжение, входящее в инженерные инфраструктуры, входит в перечень, подлежащих засекречиванию, согласно приказу Минэкономразвития России от 27.02.2017 г. N 1с/МО и п. 42.1 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203.
Согласно п. 3 раздел 5 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки указаны в приложении N 3 "Техническое задание", в приложении N 4 "Проект контракта".
В письменных пояснениях Заказчик указал, что суммарная стоимость работ связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну составляет около 3,3% от общего объема работ по контракту. Учитывая, что данный объем работ Заказчик установил в п. 4.3.3 проекта контракта право Подрядчика в порядке, предусмотренном действующим законодательством, по согласованию с Заказчиком привлекать к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту третьих лиц. Подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения третьими лицами работ (оказания услуг), предусмотренных Контрактом.
Установление же указанного требования повлечет за собой ограничение количества участников открытого конкурса в электронной форме.
Изучив доводы Сторон Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно ст. 16 Закона о государственной тайне выполнение органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями требований, предусмотренных ст.27 Закона о государственной тайне, является обязательным условием для передачи им сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно ст. 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Таким образом, наличие лицензии является обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ, а не требованием к участнику закупки на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Исходя из указанного выше, следует, что в данном конкретном случае Исполнитель работ вправе привлечь к исполнению своих обязательств третьих лиц - субподрядчиков, обладающих необходимыми разрешительными документами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в данной части в действиях Заказчика , Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется. Иного не доказано.
2. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлен второй вид работ, оцениваемый по критерию "Наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п.25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 3 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ (С1i)".
Так, по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (С1i)" критерия "Квалификация участника конкурса" указано следующее:
Предмет оценки - количество разработанных/подготовленных участником закупки и утвержденных уполномоченным органом власти проектов генеральных планов и/или проектов внесения изменений в генеральные планы муниципальных образований площадью не менее 560 км2 и численностью населения не менее 1 млн. человек, выполненные с 01.01.2016 по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе (далее также Генеральные планы, работы).
Информация о разработанных/подготовленных Генеральных планах должна быть поименована в предмете контракта (договора) и/или техническом задании и/или в решении уполномоченного органа власти о подготовке проекта генерального плана и/или проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования.
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника закупки 10 (Кпред) Генеральных планов.
Документами*, подтверждающими опыт выполнения работ, являются в совокупности:
В случае, если Генеральные планы разработаны/подготовлены в рамках конкурентных процедур:
1. копии заключенных и исполненных контрактов (договоров) участником закупки на выполнение работ без привлечения подрядчика (исполнителя) к гражданско-правовой ответственности с указанием номера реестровой записи контракта (договора) в реестре контрактов (договоров) на сайте http://zakupki.gov.ru;
2. копии актов приемки выполненных работ, подтверждающих факт приемки выполненных работ;
3. копии решений уполномоченного органа об утверждении Генеральных планов в рамках прилагаемых контрактов (договоров);
В случае, если Генеральные планы разработаны/подготовлены без проведения конкурентных процедур:
1. копии решений уполномоченного органа власти о разработке/подготовке Генеральных планов с приложением технических заданий (при наличии);
2. копии писем о направлении Подрядчиком (исполнителем) в уполномоченный орган власти Генеральных планов;
3. копии решений уполномоченного органа об утверждении Генеральных планов.
*Документы, представленные в составе заявки участника конкурса, должны быть в полном объеме.
Расчет баллов производится следующим образом:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
С1i = КЗ*100*(Кi/Кmax);
б) в случае если Кmax Кпред, - по формуле:
при этом, если участником конкурса предложено значение равное или превышающее, установленное предельно необходимое максимальное значение по данному показателю, количество баллов, присуждаемые данной заявке, определяются следующим образом:
Сmax = КЗ*100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ =1);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком (10 Генеральных планов);
Сmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых равно или превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком;
С1i - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
Опыт выполнения работ считается не подтвержденным в случаях:
если Генеральные планы разработаны/подготовлены в рамках конкурентных процедур:
- отсутствия копий заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ;
и (или)
- отсутствия копий актов приемки выполненных работ, подтверждающих факты приемки работ;
и (или)
- несоответствия тематики (предмета) контрактов (договоров) и (или) технического задания предмету оценки по настоящему конкурсу;
и (или)
- срок исполнения контрактов (договоров) не приходится на установленный период (с 01.01.2016 по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе);
и (или)
- отсутствия решений уполномоченного органа об утверждении Генеральных планов в рамках прилагаемых контрактов (договоров);
если Генеральные планы разработаны/подготовлены без проведения конкурентных процедур:
- отсутствия копии решений уполномоченного органа власти о подготовке Генеральных планов с приложением технических заданий (при наличии);
и (или)
- отсутствия копии писем о направлении Подрядчиком (исполнителем) в уполномоченный орган власти Генеральных планов;
и (или)
- несоответствия тематики либо содержания решений уполномоченного органа власти о подготовке Генеральных планов и (или) технических заданий (при наличии) предмету оценки по настоящему конкурсу;
и (или)
- срок принятия решения уполномоченного органа об утверждении Генерального плана не приходится на установленный период (с 01.01.2016 по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе);
и (или)
- отсутствия решения уполномоченного органа власти об утверждении Генеральных планов.
При отсутствии опыта выполнения работ, и (или) Документов* по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия отмечает, что указанный выше предмет оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (С1i)" критерия "Квалификация участника конкурса" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил. Действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений и их показателей, что позволяет заказчику самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
Установление требования о наличии у участника опыта работ по разработке указанных документов, не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта по предмету закупки. Отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом конкурс, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе разработанных или подготовленных генеральных планов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Данные критерии соответствуют ч. 1 ст. 32 Закона о закупках и пункту 27 Правила оценки заявок.
Также Комиссия обращает внимание на следующие положения ГрК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Согласно ч. 9 ст. 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, исходя из указанных выше положений ГрК РФ следует принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
На основании указанного выше, установление в качестве второго предмета оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (С1i)" услуг по подготовке правил землепользования и застройки не будет соответствовать потребности Заказчика, поскольку позволил бы участвовать в закупке участникам, имеющих опыта только в подготовке правил землепользования и застройки наравне с участниками, имеющими опыт по разработке или подготовке генеральных планов.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется.
3. Заявитель полагает, что предмет оценки показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ (С1i)" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" ограничивает конкуренцию.
Как было указано выше, предметом оценки показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ (С1i)" критерия "Квалификация участника конкурса" является количество разработанных/подготовленных участником закупки и утвержденных уполномоченным органом власти проектов генеральных планов и/или проектов внесения изменений в генеральные планы муниципальных образований площадью не менее 560 км2 и численностью населения не менее 1 млн. человек, выполненные с 01.01.2016 по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе (далее также Генеральные планы, работы).
Информация о разработанных/подготовленных Генеральных планах должна быть поименована в предмете контракта (договора) и/или техническом задании и/или в решении уполномоченного органа власти о подготовке проекта генерального плана и/или проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования.
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника закупки 10 (Кпред) Генеральных планов.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что большинство проектов внесения изменений в генеральные планы городов, численность населения которого превышает 1 млн. человек подготавливались либо уполномоченными органами власти, либо их подведомственными учреждениями: Уфа, Самара, Пермь, Новосибирск, Воронеж, Волгоград. Таким образом было принято решение предоставить таким организациям возможность участвовать в конкурсе.
В целях создания объективных критериев Заказчиком был использован такой критерий, как количество выполненных одной организацией работ.
Предлагаемое количество выполненных работ предполагает наличие активности участника конкурса в отношении территории муниципальных образований, схожих по размеру и численности с Пермским городским округом, разнообразной тематике вносимых изменений (изменение границ и/или параметров функциональных зон, границ населенных пунктов, размещение объектов местного значения и др.), качеству выполненных работ (поскольку проекты до их утверждения в обязательном порядке подлежат согласованию и прохождению процедур общественных обсуждений или публичных слушаний).
Заказчик указывает, что предельное значение в 10 генеральных планов оптимально для определения опыта и качества работ, и указывается для того, чтобы в заявку не включали избыточное количество документов. Более 10 раз изменения вносились в генеральный план Воронежа, Перми, Нижнего Новгорода.
Относительно требования по численности населения городов для которых разрабатывались генеральные планы Заказчик указал, что численность населения Пермского городского округа составляет более 1 млн. человек. Все основные показатели определения бюджетных расходов на решение задач, стоящих перед крупными мегаполисами, рассчитываются исходя из численности жителей. Это и строительство больниц и поликлиник, детских садов, развитие дорожной сети города и линий скоростного транспорта.
Также Заказчик ссылается на положениям Свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" * (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр) г. Пермь относится к крупнейшим городам (п.4.4). СП содержит основные требования к планировке и застройке городских и сельских муниципальных образований.
Согласно положениям Свода правил СП 42.13330.2016 крупнейших городов пунктами 4.16, 4.19, 8.9, 9.8, 9.11, 10.2, 11.4, 11.5, 11.22, 11.24, 11.33 СП устанавливаются требования к проектным решениям по размещению объектов различного назначения, например:
9.11. В крупнейших, крупных и больших городах наряду с парками городского и районного значения необходимо предусматривать специализированные - детские, спортивные, выставочные, зоологические и другие парки, ботанические сады, размеры которых следует принимать в соответствии с региональными или местными нормативами градостроительного проектирования.
10.2. При определении числа, состава и вместимости учреждений, организаций и предприятий обслуживания в городах - центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч
11.22. Линии наземного общественного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне, в том числе линий трамвая, скоростного трамвая, участков наземного метрополитена.
Относительно установления требования по площади Заказчик указал следующее.
Площадь Пермского городского округа составляет ориентировочно 800 км2, при этом зона экологического природного ландшафта - ТСП-ЭП (зона лесов) составляет около 50% общей площади территории муниципального образования. Наличие значительных лесных массивов в границах муниципального образования город Пермь является отличительной чертой относительно других городов с сопоставимой численностью населения.
Согласно информации из открытых источников в Интернете площадь городских лесов (земель лесного фонда) для муниципальных образований, в состав которых входят города- миллионники, в среднем составляет 20 % от площади муниципального образования.
Таким образом, в целях увеличения количества возможных участников и учета при этом особенностей проектирования связанных со значительной площадью территории городского округа при установлении критерия "количество подготовленных участником закупки и утвержденных уполномоченным органом власти проектов генеральных планов и (или) проектов внесения изменений в генеральные планы муниципальных образований площадью не менее 560 км2..." из площади территории Пермского городского округа было исключена площадь территории лесов превышающих среднее значение для городов миллионников 50% - 20% = 30%,
800кв2 - 800*30% = 800кв2 - 240кв2 = 560кв2
Под максимальные критерии, установленные в конкурсной документации попадают как минимум два потенциальных участника закупки:
- МКУ "Институт территориального планирования" (Пермь);
- Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Управление главного архитектора" (Воронеж).
На основании указанного выше Комиссия делает вывод что под требованиям критериев конкурсной документации будут подходить два хозяйствующих субъекта.
Относительно неправомерного установления в качестве предмета оценки генеральных планов разработанных/подготовленных без проведения конкурентных процедур.
Комиссия полагает, что данное требование не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса. Отсутствие у него опыта работы в выполнении государственных заказов не ограничивает его право на участие в конкурсе.
Комиссия отмечает, что указанный выше предмет оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (С1i)" критерия "Квалификация участника конкурса" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил. Действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений и их показателей, что позволяет заказчику самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
Закон о закупках, а также Правила не содержат перечень документов, которые являются обязательными для предоставления участниками закупки для подтверждения опыта участника, либо подтверждения квалификации.
Кроме того, отсутствие у участника конкурса комплекта подтверждающих документов по спорному критерию не является основанием для отклонения такой заявки.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о закупках).
Кроме того, Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
На основании указанного выше, Комиссия находит вышеуказанные положения конкурсной документации непротиворечивыми и отвечающими требованиям Закона о закупках.
Вместе с тем Комиссия считает нужным отметить следующее.
Как было указано выше, документами, под подтверждающими опыт выполнения работ, в случае если Генеральные планы разработаны/подготовлены без проведения конкурентных процедур:
1. копии решений уполномоченного органа власти о разработке/подготовке Генеральных планов с приложением технических заданий (при наличии);
2. копии писем о направлении Подрядчиком (исполнителем) в уполномоченный орган власти Генеральных планов;
3. копии решений уполномоченного органа об утверждении Генеральных планов.
Согласно п. 2.3 Устава МКУ "Институт территориального планирования" г. Пермь одним из видов деятельности является осуществление мониторинга реализации Генерального плана г. Перми, в том числе обеспечение совместной подготовки местного управления, органов государственной власти Пермского края по реализации Генерального плана г. Перми.
Таким образом, МКУ "Институт территориального планирования" г. Пермь может выполнять спорные работы без заключения контрактов. Таким образом на территории ПК создается ситуация при которой МКУ "Институт территориального планирования" г. Пермь выполняет работы по внесению изменений в генеральный план без проведения конкурентных процедур Заказчиком. Вместе с тем, данные работы будут учитываться в качестве подтверждения опыта выполнения по успешному выполнению работ сопоставимого характера, в случае принятия МКУ "Институт территориального планирования" г. Пермь решения об участии в закупке.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "Закона о защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, с учетом установленных Заказчиком, Уполномоченным органом положений в отношении спорного критерия, а также с учетом вышеуказанных норм законодательства, Комиссия пришла к выводу, что в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется. Однако, материалы в части возможного выполнения указанных работ МКУ "Институт территориального планирования" г. Пермь, без проведения конкурентных процедур передаются должностному лицу Пермского УФАС России для проведения проверки на соответствие ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Гипрогор" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работы "Внесение изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки города Перми" (изв. N 0156200009921000315) необоснованной.
2. Передать на материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для проведения проверки на соответствие ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 июня 2021 г. N 009407/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2021