Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев ООО "РЦ ЭХО" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по строительному контролю по объекту "Ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь на участке км 665+028 - км 671+424, Кировская область. Ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь на участке км 760+140 - км 766+745, Кировская область" (изв. N 0315100000321000058),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000058 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь на участке км 665+028 - км 671+424, Кировская область. Ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь на участке км 760+140 - км 766+745, Кировская область".
НМЦК - 5 035 810,00 руб.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно предоставляется преимущество участникам, имеющим испытательную лабораторию на праве собственности. Однако, вид законного основания наличия у участника испытательной лаборатории не может влиять на качество проведения испытаний.
Из письменной позиции Заказчика следует, что в Российской Федерации отсутствует специальное нормативное регулирование вопросов проведения строительного контроля при проведении ремонта линейных объектов (автомобильных дорог) и Заказчик, руководствуясь требованиями статьи 33 Закона о закупках в отсутствии специального нормативного применил законодательство, регулирующее аналогичные правоотношения (проведение строительного контроля капитального ремонта и т.д.), исключив обязательность требований, предъявляемых к проведению строительного контроля при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Заказчик отмечает, что ни Закон о закупках, ни Правила не содержат перечня документов, которые подтверждают качество работ, приведенный выше порядок оценки по критерию не противоречит ни Закону о закупках, ни Правилам, коррелирует с объектом закупки. Установленный нестоимостной критерий "Квалификация" в части наличия собственной или арендованной лаборатории, направлен на выявление в результате конкурса участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Комиссия, изучив пояснения участников, представленные документы и информацию отмечает следующее.
Согласно ч.1 ст. 32 Закона о закупках для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч.5 ст. 54.5 Закона о закупках конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст. 32 Закона о закупках порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На основании пункта 11 указанных правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Для каждого показателя критерия оценки устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе, критерии оценки заявок на участие в конкурсе содержится в главе 3 конкурсной документации.
Согласно пункту 2 Критериев оценки заявок, по критерию "Квалификация участников конкурса" оценивается обеспеченность материально-техническими ресурсами - наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании (в том числе наличие договора подряда с сертифицированной лабораторией на оказание услуг испытательной лаборатории), аккредитованной в соответствии с ГОСТ.
Предметом оценки по данному критерию является совокупность копий документов, подтверждающих обеспеченность материально - техническими ресурсами - наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании (в том числе наличие договора подряда с сертифицированной лабораторией на оказание услуг испытательной лаборатории), испытательной лаборатории, аккредитованной в соответствии с ГОСТ.
Для данного показателя устанавливается следующая шкала оценки:
Сведения о наличии у участника закупки лаборатории |
При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведений и документов |
0 0 |
При наличии следующей информации: Документы, подтверждающие привлечение субподрядной испытательной лаборатории, компетентной в проведении следующих испытаний: |
50 50 |
|
При наличии следующей информации: Документы, подтверждающие наличие собственной испытательной лаборатории, компетентной в проведении следующих испытаний: |
100 |
Участник закупки подтверждает сведения по показателю "наличие лаборатории" следующими документами:
- копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории в соответствии с ГОСТ
или
- копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории в соответствии с ГОСТ, выданная собственнику указанной лаборатории, (с подтверждением области аккредитации) и заверенная собственником;
- заверенный собственником документ, подтверждающий права участника закупки на пользование данной испытательной лабораторией (в том числе договор подряда с сертифицированной лабораторией на оказание услуг испытательной лаборатории);
Пунктом 3.1 Технического задания предусмотрено:
Обязанности Исполнителя:
3.1.1. Выполнять работы в соответствии с требованиями ГОСТ 32731- 2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля".
Согласно п.5.1. ГОСТ 32731-2014 к основным требованиям к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относится, в том числе, наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика.
Выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний.
Также, из пояснений Заказчика следует, что при формировании критериев оценки и их показателей использовался отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.031-2016 "Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 25 ноября 2016 г. N 2449-р), который является обязательным для исполнения подведомственными учреждениями Федерального дорожного агентства.
Пунктом 6.3.4 ОДМ предусмотрены положения мониторинга качества выполнения дорожных работ. В рамках мониторинга системы управления качеством дорожных работ может проводиться мониторинг качества дорожных работ на объекте (строительной площадке), который включает в том числе наличие собственной (привлечённой) лаборатории.
Комиссия отмечает, что Заказчик, руководствуясь требованиями статьи 33 Закона о закупках в отсутствии специального нормативного регулирования применил законодательство, регулирующее аналогичные правоотношения (в данном случае ГОСТ 32731-2014; ОДМ 218.4.031-2016), исключив обязательность требований, предъявляемых к проведению строительного контроля при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные в конкурсной документации критерии и их показатели были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика.
2. Также, Заявитель указывает, что показатель "Контроль выполнения Подрядной организацией контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов" нестоимостного критерия "Качество работ" не допускает объективной оценки.
Правила складирования и хранения устанавливаются Приказом Минтруда России N 753н от 28.10.2020 г. Однако в данном акте не указаны мероприятия контроля по соблюдению правил складирования и хранения.
Комиссия отмечает, что согласно пункту 3 Критериев оценки заявок, по критерию "Качество работ" оценивается Описание конкретных мероприятий по контролю качества за выполнением Подрядчиком работ по строительству в установленный срок и на соответствие требованиям к качеству объекта в соответствии с Проектной документацией в целях обеспечения безопасности объекта.
Под мероприятиями понимаются предложения по осуществлению (ведению) строительного контроля в отношении применяемых материалов и/или технологии выполнения работ.
Одним из показателей данного критерия является "Контроль выполнения Подрядной организацией контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов"
Комиссия отмечает, что данные мероприятия предусмотрены разделом 5 Проектной документации ПОС (проект организации строительства), являющейся неотъемлемой частью Технического задания конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в данной части в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках.
Также, Комиссия отмечает, что Заявителем в нарушение ч.9 ст. 105 Закона о закупках не приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Более того, согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 08.06.2021 г. подано 7 заявок, что свидетельствует о наличии конкуренции между участниками закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЦ ЭХО" на действия ФКУ Упрдор "Прикамье" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по строительному контролю по объекту "Ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь на участке км 665+028 - км 671+424, Кировская область. Ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь на участке км 760+140 - км 766+745, Кировская область" (изв. N 0315100000321000058) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 июня 2021 г. N 009454/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2021