Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО СК "Пермтехбезопасность" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "Управление государственной противопожарной службы Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по мониторингу, техническому обслуживанию программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" и ретрансляционного оборудования, установленного на территории Пермского Края (изв. N 0156200009921000307),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000307 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по мониторингу, техническому обслуживанию программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" и ретрансляционного оборудования, установленного на территории Пермского Края.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 224 844 633,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.06.2021 г.
1. Заявитель полагает, что положения проекта контракта и технического задания противоречат нормам Закона о закупках.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В п.1 ч.1 ст.33 установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Так согласно п. 3.2.1.2. проекта контракта исполнитель обязан предоставить Заказчику для экспертизы, в течение 5 рабочих дней после подписания Контракта ЗИП в соответствии с пунктом 5.2. ТЗ (приложение N 1 к Контракту);
Согласно п. 3.2.1.3 проекта контракта исполнитель обязан предоставить Заказчику для экспертизы, в течение 5 рабочих дней после подписания Контракта документы, подтверждающие аккредитацию Исполнителя у завода-изготовителя в соответствии с ТЗ (приложение N 1 к Контракту).
Согласно доводам, изложенным в жалобе, завод-изготовитель оборудования, техническое обслуживание которого, является предметом контракта (ЗАО "Аргус-спектр"), не проводит аккредитацию организаций в качестве специализированной сервисной организации, не проводит обучения специалистов.
Комиссия отмечает, что действительно, в нормативных документах по пожарной безопасности не упоминается термин "аккредитация". Согласно письмам ЗАО "Аргус-спектр" N 130/01 от 28.03.2013 г. N38 от 03.04.2017 г., N86 от 28.09.2018 г. организация не проводит аккредитацию организаций в рамках действия Федерального закона N412-ФЗ от 28.12.2013 г. "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Согласно разделу 3 "Термины и определения" Технического задания под "аккредитацией" в данном конкретном случае подразумевается прохождение обучения и итогового тестирования сотрудниками Исполнителя в образовательном учреждении или учебном центре от завода-изготовителя по программе "ПАК "Стрелец-Мониторинг", работа с пультовым и объектовым оборудованием" и наличие договора, заключенного Исполнителем с заводом-изготовителем, на оказание абонентских услуг по технической поддержке оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" с условием продления гарантийного срока эксплуатации пультового оборудования.
Уполномоченный орган в посменных пояснениях указывает, что в соответствии с положения Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, и Руководством по эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг" СПНК.425628.003 РЭ на обучение должно быть направлено не менее двух специалистов, состоящих в штате организации. Обучение по эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг" производится заводом изготовителем ООО "Аргус-Спектр" или его учебным центром. У Заявителя имеется практика получения указанного подтверждения от завода-изготовителя. ООО СК "Пермтехбезопасность" в начале 2021 года было определено победителем в закупке на оказание услуг по техническому обслуживанию объектовой станции радиосистемы передачи информации (лот N 2) (изв. N 0356300129220000008). В указанной закупке предъявлялись требования к Исполнителю о необходимости прохождения обучения у завода-изготовителя и приобретению ЗИП. Общество предоставило 3 сертификата об успешном прохождении обучения от завода-изготовителя и товарную накладную о приобретении ЗИП.
Также в адрес Комиссии представлено письмо ООО "Аргус-Спектр" от 27.04.2021 г. согласно которому обучение работе с пультовым и объектовым оборудованием может быть рассмотрено в случае подтверждения предприятием-производителем соответствующего запроса с приложением копии договора на техническое обслуживание и текущий ремонт ПАК "Стрелец-Мониторинг", заключенного с подразделением МЧС России или региональными подразделениями пожарной охраны, и копии договора поставки пультового комплекта ПАК "Стрелец-Мониторинг". Запись на обучение производиться на сайте monitoring-streletz.ru. Обучение и практическое занятие проводиться дистанционно в очной форме. Обучение, итоговое тестирование и направление информации в подразделение МЧС России о прохождении специалистами обучения и тестирования программам предприятия производителя производится в течение 5 рабочих дней с даты поступления обращения.
В материалы жалобы Заявителем предоставлено письмо ЗАО "Аргус-спектр" N294 от 26.12.2020 г. о том, что в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции (COVID-19), и Постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 13.03.2020 г. очное обучение на базе предприятия-производителя с марта 2020 г. не производится. Вместе с тем, в том же письме организация информирует, что заводом организуется дистанционное обучение по различным программам, в том числе по программам работы с ПАК "Стрелец-Мониторинг".
На сайте завода-производителя (https://catalog.argus-spectr.ru/index.php?path=ru/node/116/educ/8) также предусмотрена возможность прохождения дистанционного бесплатного обучения.
В материалы жалобы также предоставлено письмо ЗАО "Аргус-спектр" N2417ДМП от 18.01.2021 г., выданное генеральному директору ООО "Центр пожарной безопасности", подтверждающее прохождение сотрудниками обучения и тестирования по программе завода-изготовителя.
Доказательств того, что Заявителю отказано в прохождении аналогичного обучения, в материалы жалобы не предоставлено.
2. По мнению Заявителя Заказчиком необоснованно установлено требование о наличии у Исполнителя запасных комплектов ППО в количестве 23 шт. и РТР в количестве 74 шт., поскольку ранее установленное оборудование имеет срок службы 8 лет.
Согласно п. 5.2. Технического задания для обеспечения непрерывности работы ПАК "Стрелец-Мониторинг" на случай ремонта или замены отдельных блоков и оборудования Исполнитель должен иметь в наличии (в течение всего срока исполнения контракта) запасные части, инструменты, приспособления (ЗИП), необходимые для восстановления полной работоспособности системы пожарного мониторинга в виде:
- ПАК "Стрелец-Мониторинг" ПЧ-500 в количестве 23 (двадцати трех) штук;
- РТР "Стрелец-Мониторинг" РТР, антенно-фридерное оборудование в количестве 74 (семидесяти четырех) штук;
Комиссия отмечает, что из совокупного толкования положений статьи 33 Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Указанное в п. 5.2. Технического задания условие исполнения контракта обеспечивает исполнение требования ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно - на объекте защиты должна быть обеспечена круглосуточная непрерывная передача сигнала о пожаре с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Уполномоченный орган в письменных пояснениях указывает, что Заявитель неверно трактует положения Технического задания, полагая, что необходимо предоставить ЗИП в количестве 23 ПАК "Стрелец-Мониторинг" и 74 ретрансляторов. Положения п. 5.2 Технического задания описывают исключительно количественный состав самой системы пожарного мониторинга, а не требования к наличию в указанном количестве ЗИП. В конкурсной документации не установлено количество ЗИП, закупаемого Исполнителем. Предполагается, что Исполнитель должен иметь в наличии на момент исполнения контракта не менее 1 комплекта запасных частей к ПАК "Стрелец-Мониторинг" и не менее 1 комплекта запасных частей ко всем ретрансляторам. Конкретный объем ЗИП определяется самим Исполнителем для сохранения непрерывного характера работы системы в соответствии с положениями ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Вместе с тем, с целью сохранения гарантийного срока на пультовое оборудование и продления его до 8 лет, а также недопущения траты бюджетных средств на приобретение нового оборудование взамен вышедшего из строя вследствие истечения годичного гарантийного срока, Исполнителю необходимо заключить договор с заводом-изготовителем на оказание абонентских услуг по технической поддержке оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг". Возможность продления гарантийного срока указанным способом подтверждается также письмом завода изготовителя - ООО "Аргус-Спектр" от 27.04.2021 N 36, п. 4.3 СПНК.425628.003-01, п. 4.3 СПНК.425628.003-05.
Помимо этого, материалы жалобы не содержат подтверждения того, что данное условие контракта ограничивает право Общества на участие в закупке, затрудняет или исключает возможность исполнения контракта.
3. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о наличие лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг, включая территорию оказания услуг - Пермский край. Также Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии УФСБ России.
Согласно ч. 2 ст. 54.4 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно ч. 7 ст. 54.4 Закона о закупках требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
В п. 3 раздела 8 информационной карты конкурсной документации указано, что вторая часть заявки должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: копия действующей лицензии, выданной уполномоченным органом государственной власти (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), включающая следующие виды работ (услуг): - осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи, включая территорию оказания услуг Пермский край. Основание: п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", главы 6 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" услуги на оказание услуг связи подлежат лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи включаются условия о трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов без заключения договоров и взимания платы с вещателей таких каналов, а также без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов в соответствии с пунктом 4 статьи 46 настоящего Федерального закона.
В разделе 16 приложения N 1 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 г. N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Приложение) установлен перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию телепатических услуг, в частности, согласно п. 4 такими требованиями являются обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю услугами связи:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
в) приема и передачи телематических электронных сообщений;
г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
В разделе 2 "Требования к качеству и безопасности услуг" Технического задания Исполнитель оказывает услуги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (далее - ПП РФ N 575).
Согласно пп. а, б, в, г, д ст. 26 ПП РФ N 575 оператор связи обязан:
а) оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором;
б) извещать абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов. По заявлению абонента извещение об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи возможно осуществлять через указанный им адрес электронной почты или электронный адрес личного кабинета;
в) назначать по согласованию с абонентом и (или) пользователем новые сроки оказания телематических услуг связи, если несоблюдение установленного срока было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы;
г) устранять в установленный срок неисправности, препятствующие использованию телематическими услугами связи. Информация о сроках устранения неисправностей, препятствующих пользованию услугами связи, размещается на сайте оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
д) возобновить оказание телематических услуг связи абоненту и (или) пользователю в течение суток со дня предоставления документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате этих услуг (в случае приостановления оказания услуг);
Вместе с тем, согласно п. 4.1 раздела 4 "Функции Исполнителя" Технического задания Исполнитель осуществляет мониторинг и техническое обслуживание программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" (ПАК "Стрелец-Мониторинг").
Мониторинг включает в себя: в круглосуточном режиме без выходных и праздничных дней, технический мониторинг и диспетчерский мониторинг ПАК "Стрелец-Мониторинг", принадлежащего Заказчику, в том числе ППО, ПОО, РТР, СПС (при наличии технической возможности) на объекте защиты:
- контроль работоспособности приемо-передающих устройств в составе системы мониторинга;
- организация диспетчерской службы;
- проведение первоначального и периодического обучения диспетчерского состава пожарноспасательных частей, участвующих в реагировании на сигналы о пожаре, правилам работы с ПАК "Стрелец-мониторинг" по графику, согласованному с Заказчиком.
Техническое обслуживание включает в себя:
- тестирование всех узлов и агрегатов ПАК "Стрелец-Мониторинг", ППО, РТР на программном и аппаратном уровне;
- профилактические работы по поддержанию работоспособности элементов ПАК "СтрелецМониторинг", ППО и РТР;
- ремонт и замену узлов и агрегатов ППО и РТР ПАК "Стрелец-Мониторинг" в случае необходимости.
Согласно п. 4.2 раздела 4 "Функции Исполнителя" Технического задания Исполнитель организует линию связи (канал передачи данных) между ПЦН собственной диспетчерской службы и ПЦН диспетчерской службы ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленных в подразделениях пожарной охраны Пермского края, и удаленным рабочим местом, расположенным на объекте Заказчика по адресу: в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию.
Согласно п. 4.3 раздела 4 "Функции Исполнителя" Технического задания Исполнитель предоставляет серверное хранилище для обработки и хранения информации, поступающей с ППО и ПОО в круглосуточном режиме, по каналу сети передачи данных с круглосуточным доступом к архиву ответственных лиц Заказчика. Согласно п. 4.4 раздела 4 "Функции Исполнителя" Технического задания Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по передачи данных/сигнала между ПАК "Стрелец-Мониторинг" Заказчика и ПЦН диспетчерской службы ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Комиссия отмечает, что виды работ, перечисленные в пп. а, б, в, г, д ст. 26 ПП РФ N 575 могут выполняться в ходе исполнения Контракта, однако данные работы не являются основными, поскольку предметом основных работ является мониторинг и техническое обслуживание программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг".
Комиссией принято во внимание письмо Роскомнадзора от 05.03.2020 г. N 10ПА-11868, вместе с тем данное письмо не доказывает что для оказание услуг по мониторингу, техническому обслуживанию программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" и ретрансляционного оборудования необходимо наличие у Исполнителя лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи, включая территорию оказания услуг Пермский край.
Таким образом, в указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Относительно не установления Заказчиком, Уполномоченным органом требования о наличии у участника лицензии УФСБ Комиссия отмечает следующее.
Согласно разделу 2 "Требования к качеству и безопасности услуг" Технического задания Исполнитель оказывает услуги в соответствии с ГОСТ Р 56935-2016 "Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения "01" и "112"" (далее - ГОСТ Р 56935).
Согласно п. 6.2.4.1. ГОСТ Р 56935 в системе мониторинга должно быть исключено размещение сведений в форме открытых данных, поэтому необходимо обеспечить криптографическое закрытие передаваемой информации.
Согласно п. 6.3 главы 6 СПНК.425628.003 РЭ для исключения возможности подмены радиоустройств и несанкционированного вмешательства в радиосистему передачи извещений используется шифрование передаваемой информации, а также специальный механизм динамической аутентификации основанный на использовании пар ключей.
Аналогично о возможности ПАК "Стрелец-Мониторинг" производить шифрование данных указано на стр. 147, 171 СПНК.425628.003 РЭ.
Уполномоченный орган в письменных пояснениях указывает, что в пп. "м" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" настоящее положение не распространяется на деятельность с использованием товаров, у которых криптографическая функция гарантированно заблокирована производителем.
Как было указано выше, исходя из положений СПНК.425628.003 РЭ ПАК "Стрелец-Мониторинг" производит криптографическое самостоятельно, без допуска к участию третьих лиц в процесс шифрования.
На основании указанного выше, установления в конкурсной документации требования о наличии у участника закупки лицензии УФСБ России не требуется.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений Закона о закупках не имеется.
4. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен критерий "Квалификация участника закупки".
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п.25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 3 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатели "Опыт оказания услуг сопоставимых по характеру и объему с предметом настоящей закупки. Общее количество исполненных контрактов (договоров) (С1i)", "Опыт оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки. Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) (С2i)"
Так, по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участника конкурса" указано следующее:
Предмет оценки: общее количество исполненных* контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при этом такие контракты (договоры) должны быть исполнены без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту (договору) (далее - контракт).
*Под сопоставимыми по характеру и объему услугами для оценки по данному показателю понимаются:
услуги** по мониторингу и/или техническому обслуживанию систем пожарного мониторинга за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе.
** данные услуги должны быть поименованы в контракте и (или) в Техническом задании.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта оказания услуг, сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки.
Документами***, подтверждающими опыт оказания услуг, являются в совокупности:
- копии исполненных контрактов на оказание услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки с указанием реестровых записей контрактов (договоров) из реестра контрактов (договоров) с сайта zakupki.gov.ru;
- копии актов приемки оказанных услуг, подписанных обеими сторонами.
***Документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объеме.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Расчет баллов производится следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (С1i), определяется по формуле:
С1i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ=0,5).
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участником закупки.
С1i - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копий исполненных участником конкурса контрактов по оказанию услуг, сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки;
и/или
- отсутствия копий актов приемки оказанных услуг по представленным контрактам;
и/или
- несоответствия тематики (предмета) контракта предмету настоящей закупки (услуги не являются сопоставимыми* по характеру и объему с предметом настоящей закупки);
и/или
- контракт заключен не в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и (или) от 18.07.2011 N 223-ФЗ;
и/или
- период заключения и исполнения таких контрактов не соответствует требуемому периоду (5 лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе);
и/или
- документы*** представлены не в полном объеме.
При отсутствии опыта оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки и/или документального подтверждения по данному показателю, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Так, по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участника конкурса" указано следующее:
Предмет оценки: наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при этом такой контракт (договор) должен быть исполнен без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту (договору) (далее - контракт).
*Под сопоставимыми по характеру и объему услугами для оценки по данному показателю понимаются:
услуги** по мониторингу и/или техническому обслуживанию систем пожарного мониторинга за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе.
** данные услуги должны быть поименованы в контракте и (или) в Техническом задании.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта оказания услуг, сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки.
Документами***, подтверждающими опыт оказания услуг, являются в совокупности:
- копия исполненного контракта на оказание услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки, с указанием реестровой записи контракта (договора) из реестра контрактов (договоров) с сайта zakupki.gov.ru;
- копии актов приемки оказанных услуг, подписанных обеими сторонами.
***Документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объеме.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Расчет баллов производится следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (С2i), определяется по формуле:
С2i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ=0,5).
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участником закупки.
С2i - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копии исполненного участником конкурса контракта по оказанию услуг, сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки;
и/или
- отсутствия копий актов приемки оказанных услуг по представленному контракту;
и/или
- несоответствия тематики (предмета) контракта предмету настоящей закупки (услуги не являются сопоставимыми* по характеру и объему с предметом настоящей закупки);
и/или
- контракт заключен не в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N44-ФЗ или от 18.07.2011 N223-ФЗ;
и/или
- период заключения и исполнения такого контракта не соответствует требуемому периоду (5 лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе);
и/или
- документы*** представлены не в полном объеме.
При отсутствии опыта оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящей закупки и/или документального подтверждения по данному показателю, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия отмечает, что указанный выше критерий "Квалификация участника конкурса" соответствует требованиям Правил.
Указанные выше предметы оценки по показателям "Общее количество исполненных контрактов (договоров)", "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников конкурса" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил.
Действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений и их показателей, что позволяет заказчику самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов, а также набольшая цена исполненных контрактов, не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта по предмету закупки. Отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом конкурс, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "Пермтехбезопасность" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "Управление государственной противопожарной службы Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по мониторингу, техническому обслуживанию программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" и ретрансляционного оборудования, установленного на территории Пермского Края (изв. N 0156200009921000307) обоснованной в части неправомерного установления требования о наличии лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг, включая территорию оказания услуг - Пермский край.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 июня 2021 г. N 009471/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2021