Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Клиника комплексной медицины "Клиницист" (вх. N 009760 от 08.06.2021) (далее - Заявитель) на действия Администрации Верещагинского городского округа Пермского края, МБОУ "ВОК", при проведении электронного аукциона на Оказание медицинских услуг по проведению психиатрического освидетельствования (с учетом обследования электроэнцефалографии) сотрудников МБОУ "ВОК" (изв. N 0156600014721000097),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Единой комиссии.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 10.06.2021 N 007053-21) рассмотрение жалобы было назначено на 15.06.2021 в 11:00 ч.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв с целью анализа доводов жалобы и направления запросов дополнительной информации до 17:00 16.06.2021. После перерыва, рассмотрение жалобы продолжено в прежнем составе Комиссии без вызова сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600014721000097 Администрацией Верещагинского городского округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) в интересах МБОУ "ВОК" (далее - Заказчик) проводится электронный аукцион на оказание медицинских услуг по проведению психиатрического освидетельствования (с учетом обследования электроэнцефалографии) сотрудников МБОУ "ВОК".
В соответствии с извещением и аукционной документацией о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 165 332,30 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.06.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование к лицензии, которой должны обладать участники закупки, с указанием места осуществления лицензируемой деятельности на территории города Верещагино Пермского края.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из норм действующего законодательства о контрактной системе, заказчики свободны в формулировании необходимого им объекта закупки, исходя из государственной (муниципальной) нужды, с учетом требований Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 Информационной карты документации, объектом закупки является оказание медицинских услуг по проведению психиатрического освидетельствования (с учетом обследования электроэнцефалографии) сотрудников МБОУ "ВОК". Описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Из условий Технического задания следует, что Заказчик проводит закупку медицинских услуг по проведению психиатрического освидетельствования (с учетом обследования электроэнцефалографии) сотрудников МБОУ "ВОК".
Цель оказания услуг: определение пригодности штатных сотрудников в общеобразовательных учреждениях Верещагинского городского округа на состояние психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности.
Необходимость закупки подобного рода услуг обусловлена, в том числе, нормами Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
Согласно п. 8 Технического задания, Исполнитель обязан оказать услуги на территории Заказчика в Верещагинском городском округе Пермского края.
Комиссия отмечает, что указанное требование Заказчика о месте оказания услуг не противоречит требованиям, установленным Законом о контрактной системе к описанию объекта закупки, а также исходит из потребности Заказчика.
Согласно п. 4 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695), освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.
В целях реализации п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности", органом управления здравоохранением создаются специальные врачебные комиссии или наделяются соответствующими полномочиями врачебные комиссии медицинских организаций.
В частности, приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 21.08.2018 N СЭД-34-01-06-738 утвержден Порядок предоставления полномочий врачебным комиссиям медицинских организаций для осуществления обязательного психиатрического освидетельствования на территории Пермского края.
Следовательно, создание врачебной комиссии самим учреждением, без наделения ее полномочиями на проведение психиатрических освидетельствований органом управления здравоохранением, не допускается.
Для предоставления полномочий врачебным комиссиям медицинских организаций, в том числе негосударственных медицинских организаций, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования, установлены отдельные критерии, а именно: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей психиатрическое освидетельствование, и наличие возможностей для проведения дополнительных исследований, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденных Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (электрокардиография, электроэнцефалография, экспериментально психологическое исследование).
При этом, действующим законодательством о лицензировании медицинской деятельности оказание услуг по проведению психиатрического освидетельствования (с учетом проведения электроэнцефалографии) мобильными медицинскими бригадами по адресу, не указанному в лицензии, не предусмотрено.
Необходимо также отметить, что в силу п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291), выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует переоформления лицензии.
Однако проведение психиатрических освидетельствований относится к категории периодических медицинских осмотров и не относится к профилактическим медицинским осмотрам, диспансеризации или к формам оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
Исходя из предусмотренного действующим законодательством порядка оказания требуемых Заказчику услуг, а также в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в подп. 3 п. 2 раздела 8 информационной карты документации, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе:
- Копии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности должно быть предусмотрено психиатрическое освидетельствование с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности на территории города Верещагино Пермского края (Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности", Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
- Копии приказа Министерства здравоохранения Пермского края об организации психиатрического освидетельствования участником закупки (Основание: Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" Приказ Министерства здравоохранения Пермского края от 21.08.2018 г. N СЭД-34-01-06-738).
Учитывая, что потребность Заказчика выражается в услугах, оказание которых возможно только медицинской организацией, обладающей созданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 медицинской комиссией, по месту осуществления лицензируемого вида деятельности (без использования выездных бригад), а также учитывая потребность Заказчика в оказании требуемых ему услуг в населенном пункте, где он находится, Комиссия не находит нарушений в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при установлении требований к участникам закупки, в том числе, требований лицензии.
Комиссия отмечает, что исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи возможное ограничение количества участников закупки, не удовлетворяющих установленным Заказчиком, Уполномоченным органом требованиям, не может свидетельствовать о нарушении принципа обеспечения конкуренции, установленного ст. 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Клиника комплексной медицины "Клиницист" (вх. N 009760 от 08.06.2021) на действия Администрации Верещагинского городского округа Пермского края, МБОУ "ВОК", при проведении электронного аукциона на Оказание медицинских услуг по проведению психиатрического освидетельствования (с учетом обследования электроэнцефалографии) сотрудников МБОУ "ВОК" (изв. N 0156600014721000097) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021