Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии N4 по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере здравоохранения, строительства и дорожной деятельности, широкого назначения путем проведения конкурсов, аукционов и запросов предложений Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы по разработке стратегии развития агропромышленного комплекса Пермского края (изв. N 0156200009921000230),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000230 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орагн) проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы по разработке стратегии развития агропромышленного комплекса Пермского края.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Открытый конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 43 466 666,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.06.2021 г.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.05.2021 NПРОI1 заявке Заявителя (идентификационный номер - 6) было отказано в допуске на участие в открытом конкурсе в электронной форме на основании непредоставления информации, предусмотренной п/п 2.1 п.2 раздела 8 Информационной карты конкурсной документации и ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона N44-ФЗ (п. 1 ч. 3 ст. 54.5 Федерального закона N 44-ФЗ и п/п 1 п. 3 раздела 12 конкурсной документации), в частности, в предложении участника закупки отсутствуют сведения о конкретном значении показателя Максимальная скорость интерфейса переносного жесткого диска (в заявке участника закупки указано: "До 20 Гбит/с") (в соответствии с п.п. 6.1.4. инструкции по заполнению заявки: "Значения показателей, которые заданы с использованием слов "до" должны быть отражены в заявке конкретным (одним) значением, без использования указанных слов, включая крайние границы требуемых значений показателей.).
В п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 1,3 ч. 3 ст. 54.4 Закона о закупках первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Аналогичные требования установлены в п. 2 раздела 8 информационной карты аукционной документации.
Согласно ч. 2 ст. 54.5 Закона о закупках по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 54.5 Закона о закупках участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.5 Закона о закупках отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п . 3 ч. 6 ст. 54.5 Закона о закупках по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно п. 3 раздела 5 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки указано в приложении N 3 "Техническое задание", в приложении N 4 "Проект контракта".
Согласно п. 7.2. Технического задания отчеты представляется на бумажном носителе и в электронном виде на переносном жестком диске. Требования к переносному жесткому диску установлены в приложении 1 к техническому заданию.
Согласно п. N 1 таблицы приложения N 1 к Техническому заданию переносной жесткий диск должен иметь, в частности, следующую характеристику:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
Переносной жесткий диск |
Максимальная скорость интерфейса |
До 20 Гбит/с |
В заявке Заявителя (идентификационный номер заявки - 6) указано следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
Переносной жесткий диск Samsung Portable SSD T5 |
Максимальная скорость интерфейса |
До 20 Гбит/с |
Согласно п. 6.1.4 инструкции по заполнению заявки значения показателей, которые заданы с использованием слов "до" должны быть отражены в заявке конкретным (одним) значением, без использования указанных слов, включая крайние границы требуемых значений показателей.
Проанализировав первую часть заявки Заявителя (идентификационный номер заявки - 6) Комиссия установила, что значение показателя "Максимальная скорость интерфейса" позиции N 1 указана не конкретным значением с использованием слов "до", что не соответствует п. 6.1.4 инструкции по заполнению заявки.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения доводов жалобы Комиссией в адрес Заказчика, Уполномоченного органа был сделан запрос (исх.N 007020-21 от 09.06.2021 г.), с указанием пояснить марки и модели каких переносных жестких дисков будут соответствовать требованиям приложения N 1 к Техническому заданию, в частности будут иметь конкретное значение скорости передачи данных по показателю "Максимальная скорость интерфейса".
Согласно ответу Уполномоченного органа (исх. б/н от 10.06.2021 г.) как минимум два переносных жестких диска различных производителей будут соответствовать требованиям приложения N 1 к Техническому заданию:
- HDD Transcend StoreJet 25H3;
- SSD Samsung T5;
Также в ответ на запрос были приложены скриншоты технических характеристик соответствующих переносных жестких дисков.
Таким образом, Уполномоченным органом доказано, что на товарном рынке имеются переносные жесткие диски соответствующие требованиям приложения N 1 к Техническому заданию.
Как следствие, поскольку в заявке Заявителя значение показателя, не соответствует требованиям приложения N 1 к Техническому заданию, инструкции по заполнению заявки, в действиях Конкурсной комиссии, рассматривающей заявки участников закупки исключительно на соответствие требованиям конкурсной документации, нарушений положений Закона о закупках не имеется.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы по разработке стратегии развития агропромышленного комплекса Пермского края (изв. N 0156200009921000230) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 июня 2021 г. N 009558/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021