Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Галактика" (далее - Заявитель) на действия МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на ремонт МАОУ "Лобановская средняя школа" (изв. N 0856600010821000211),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600010821000211 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт МАОУ "Лобановская средняя школа".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 9 454 312,40 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.06.2021 г.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп."б" п.2 ч.3 ст.66 Закона о закупках при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно письму ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Согласно Письму Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09, ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19 с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В пункте 1.1. раздела 8 Информационной карты указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В инструкции по заполнению первой части заявки (Приложение N 4 к документации об аукционе в электронной форме) установлено:
"Участнику закупки в первой части заявки на участие в аукционе на каждую единицу товара, являющуюся отдельно производимым и поставляемым товаром, необходимо сделать их описание в соответствии с настоящей инструкцией, а именно: конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией) о товарах, предлагаемых к поставке, конкретные показатели этого товара (за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", письма ФАС России N ИА/53616/20 от 25.06.2020 г.) по установленным значениям, в единицах измерения, указанных заказчиком, в том числе в настоящей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.".
Соответственно, необходимо представлять в составе первой части заявки конкретные показатели только поставляемого товара.
Порядок разграничения поставляемых и используемых при выполнении работ товаров также установлен в инструкции по заполнению первой части заявки (Приложение N 4 к документации об аукционе в электронной форме).
Так, в инструкции по заполнению первой части заявки указано:
"В описании объекта закупки в графе "Наименование работ и требования к товарам" работы обозначены буквой Р, заключенной в круглые скобки. Товары обозначены буквой Т, заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения). В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предоставление сведений о выполняемых работах в составе первой части заявки на участие в аукционе не требуется. Участник закупки вправе не указывать в первой части заявки сведения, указанные в строках, которые обозначены буквой Р (заглавной или прописной), заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения) или оставить их без изменения. Внесение изменений в строки, которые обозначены буквой Р (заглавной или прописной), заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения), не допускается.
В случае, если в указанной графе в какой-либо строке отсутствуют буквы Т или Р, предоставление дополнительных сведений по этой графе не требуется, Участник вправе не включать сведения, указанные в этой строке в первую часть заявки на участие в аукционе.".
В письменных пояснениях Заказчик указал, следующее:
Вышеперечисленные товары в дальнейшем требуют постоянного технического обслуживания и ремонта. Соответственно, они будут поставлены на бухгалтерский учет, подтверждением вышесказанного является письмо муниципального казенного учреждения "Центр бухгалтерского учета Пермского муниципального района".
Абсолютно все хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются на основании первичной учетной документации.
Соответственно, поскольку товары, указанные в Техническом задании, будут ставиться на бухгалтерский учет, то Подрядчик будет передавать товары по акту-приема передачи.
Указанные товары не используются Подрядчиком при выполнении работ, а передаются заказчику отдельно. Соответственно, вышеуказанные товары не являются строительным и расходными материалами и фактически не используются, а поставляются при проведении работ.
Комиссия также отмечает, что Заказчиком к возражению на жалобу приложен ответ на запрос МКУ "Центр бухгалтерского учета Пермского муниципального района", в котором указано, что данные товары, указанные в ТЗ должны быть приняты к учету в составе нефинансовых активов.
В части довода Заявителя о том, что в п. 83 ТЗ к электродам типа Э38-Э55 установлены излишние требования, Комиссия установила, что исходя из анализа Инструкции по заполнению заявки и ТЗ представлять конкретные показатели указанного товара в составе первой части заявки не требуется, так как рядом с этим пунктом ТЗ не указана буква Т.
Необходимо отметить, что доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Галактика" не направлялись.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчик правомерно установил требование о предоставлении конкретных показателей поставляемого товара к участникам закупки на ремонт МАОУ "Лобановская средняя школа".
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Галактика" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на ремонт МАОУ "Лобановская средняя школа" (изв. N 0856600010821000211) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 июня 2021 г. N 009610/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021