Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
_
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее - ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310200000321001319 на выполнение работ по строительству здания для ведения подсобного хозяйства реабилитационного отделения РНД в п.Старая Саниба - 2 этап (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
03 июня 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТИГМАТРАНС" на действия ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона. Заявитель считает, что документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, так:
1. Проектно-сметная документация на строительство указанного здания размещена на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) не в полном объеме.
2. Документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку не содержит проекта сметы контракта и протокола определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
В объяснении по существу жалобы ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания указало, что считает жалобу необоснованной, поскольку документация закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Так:
1. Документация опубликована в ЕИС в полном объёме, то есть размещена проектно-сметная документация, пояснительная записка а также архитектурное содержание, чертежи строительства и все сопутствующие документы, в связи с чем Заказчиком не нарушены требования Закона о контрактной системе.
2. В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе применен был проектно-сметный метод расчета НМЦК. Минстрой России утвердил порядок определения НМЦК при осуществлении закупок работ и услуг в сфере градостроительной деятельности, в соответствии с которым определение НМЦК производится на основании проектной документации проектно-сметным методом исходя из сметной стоимости строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), с учетом НДС. Перечень, объемы и стоимость учитываемых при определении НМЦК проектно-сметным методом работ и услуг устанавливаются Заказчиком в соответствии с утвержденной проектной документацией по объекту закупки.
Учитывая требования законодательства о контрактной системе, Заказчиком был размещен в ЕИС файл "сводный сметный расчет 2 этап", который является обоснованием НМЦК.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 25 мая 2021 года в ЕИС Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321001319 на выполнение работ по строительству здания для ведения подсобного хозяйства реабилитационного отделения РНД в п.Старая Саниба - 2 этап (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
26 и 28 мая 2021 года Заказчиком принято решение о внесение изменений в Аукционную документацию, которые в тот же день были размещены в ЕИС.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является, в том числе, проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются ГрК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации N87 от 16.02.2008 года утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
При этом, согласно пунктом 23 Положения установлено, что одним из двенадцати разделов проектной документации на объекты капитального строительства, является проект организации строительства, который в свою очередь должен содержать,
в текстовой части:
а) характеристику района по месту расположения объекта капитального строительства и условий строительства;
б) оценку развитости транспортной инфраструктуры;
в) сведения о возможности использования местной рабочей силы при осуществлении строительства;
г) перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, а также студенческих строительных отрядов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом;
д) характеристику земельного участка, предоставленного для строительства, обоснование необходимости использования для строительства земельных участков вне земельного участка, предоставляемого для строительства объекта капитального строительства;
е) описание особенностей проведения работ в условиях действующего предприятия, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи - для объектов производственного назначения;
ж) описание особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи - для объектов непроизводственного назначения;
з) обоснование принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства (его этапов);
и) перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций;
к) технологическую последовательность работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов;
л) обоснование потребности строительства в кадрах, основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, в топливе и горюче-смазочных материалах, а также в электрической энергии, паре, воде, временных зданиях и сооружениях;
м) обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций;
н) предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов;
о) предложения по организации службы геодезического и лабораторного контроля;
п) перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования;
р) обоснование потребности в жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве;
с) перечень мероприятий и проектных решений по определению технических средств и методов работы, обеспечивающих выполнение нормативных требований охраны труда;
т) описание проектных решений и мероприятий по охране окружающей среды в период строительства;
т(1)) описание проектных решений и мероприятий по охране объектов в период строительства;
т(2)) описание проектных решений и мероприятий по реализации требований, предусмотренных пунктом 8 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 года N29 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
у) обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов;
ф) перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений;
в графической части:
х) календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства);
ц) строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.
Однако, в нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Проектная документация, размещенная в ЕИС вместе с Документацией для проведения Аукциона и являющаяся ее неотъемлемой частью, не содержит проекта организации строительства, предусмотренного ГрК РФ и пунктом 23 Положения.
Таким образом, действия должностного лица ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Документации для проведения Аукциона с нарушением требований пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 23 Положения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Вместе с тем Закон о контрактной системе не содержит требования к форме обоснования НМЦК.
Согласно пункту 7 Информационной карты Аукционной документации, обосновании НМЦК прилагается к ней.
При этом к Аукционной документации, размещенной в ЕИС, приложен файл "сводный сметный расчет 2 этап", который включает в себя раздел 11: смета на строительство объектов капитального строительства, а именно, сводный сметный расчет стоимости строительства, обосновывающий НМЦК.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N841/пр утвержден порядок определения НМЦК, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка НМЦК при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства определяется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, осуществляется заказчиком проектно-сметным методом исходя из сметной стоимости строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.3 ГрК РФ, сметная стоимость строительства используется при формировании НМЦК, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с ГрК РФ является обязательным.
Согласно пункту 7 Порядка результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола.
Кроме того, согласно пункту 29 Порядка НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с ГрК РФ сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
При этом пунктом 20 Порядка установлено, что в проекте сметы контракта приводятся затраты на подрядные работы, входящие в объект закупки и предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также рабочей документацией (при наличии).
Вместе с тем законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не обязывает Заказчика размещать протокол определения НМЦК и проект сметы контракта в составе Аукционной документации в ЕИС.
Таким образом, Аукционная документация, размещенная в ЕИС, соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части наличия в ней обоснования НМЦК.
3. Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N336/пр утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Так, пунктом 1.2 Методики установлено, что график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
Кроме того, пунктом 1.3 Методики установлено, что график оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ (далее - график оплаты работ).
При этом, пунктом 1.4 Методики установлено, что проекты графика выполнения работ и графика оплаты работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в ЕИС вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
Также, пунктами 2.3.3 и 3.2.6 Методики установлено, что график выполнения работ должен содержать сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, а график оплаты работ - сроки оплаты за выполненный этап выполнения контракта и (или) комплекс работ и (или) вид работ и (или) часть работ отдельного вида работ.
Кроме того, пунктом 2.9 Методики установлено, что дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться, в том числе, следующие события:
- передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
- передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
- подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
- подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Вместе с тем, в нарушение требований части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и пунктов 1.2, 1.3, 1.4 и 2.9 Методики, график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных работ, размещенные в ЕИС в составе Аукционной документации, не содержит информации, предусмотренной указанными пунктами Методики.
Действия должностного лица ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 2.3.3 и 3.2.6, 2.9 Методики, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321001319 на выполнение работ по строительству здания для ведения подсобного хозяйства реабилитационного отделения РНД в п.Старая Саниба - 2 этап.
2. Признать ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания нарушившим требования пункта 1 статьи 42 и части 1 статьи 64 часть Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Выдать ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА356-06/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГБУЗ "РНД" МЗ РСО-Алания, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 июня 2021 г. N А356-06/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021