Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ГКУ АЗ (КС) ДЗМ: Э.В. Позднякова (доверенность от 11.01.2021 N13), Л.Г. Ефтини (доверенность от 11.01.2021 N3),
в отсутствие представителей ИП Семенова В.Г., о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. N ЕО/33471/21 от 09.06.2021,
рассмотрев жалобу ИП Семенова В.Г. (далее - Заявитель) на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (для больных сахарным диабетом) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве (ИМН 116515) (Закупка N 0873200009821004962) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждений положений аукционной документации в нарушение законодательства о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕО/33471/21 от 09.06.2021 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации отсутствует требование о предоставлении самостоятельного регистрационного удостоверения на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови к глюкометрам "Сателлит-Экспрес", "Сателлит- Плюс".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На основании ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки являются "Тест-полоски для количественного измерения уровня глюкозы в крови для использования с глюкометром Сателлит Экспресс, упаковка 50 шт.".
Согласно пп.3 п.18.2 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. Копиями документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются копии действующих регистрационных удостоверений.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с письмом Росздравнадзора от 28 декабря 2016 г. N 01-63680/16 технической документацией производителя, входящей в состав регистрационного досье, может быть предусмотрено обращение изделий, входящих в набор (комплект), как в наборе (комплекте), так и в отдельных упаковках.
В случае поставки изделий, входящих в набор (комплект) в отдельных упаковках (если это предусмотрено регистрационной документацией), а также принадлежностей к медицинскому изделию отдельно от него, по мнению Росздравнадзора, сопроводительная документация на такие изделия и принадлежности (этикетка, инструкция и т.д.), как правило, сопровождается информацией о том, что продукт должен применяться с конкретным медицинским изделием конкретного производителя (в соответствии со сведениями, представленными в регистрационном удостоверении).
Регистрационное удостоверение N ФСР 2009/06498 от 28.11.2019 выдано на медицинское изделие Измеритель концентрации глюкозы в крови портативный с полоской электрохимической однократного применения ПКГ-03 "САТЕЛЛИТ ЭКСПРЕСС" ПКГ-03 "САТЕЛЛИТ ЭКСПРЕСС МИНИ" по ТУ 9443-004-78939528-2009.
Таким образом, представитель Заказчика пояснил, что тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови могут поставляться отдельно от глюкометров без самостоятельного регистрационного удостоверения, но в рамках действия регистрационного удостоверения на Измеритель концентрации глюкозы в крови портативный с полоской электрохимической однократного применения ПКГ-03 "САТЕЛЛИТ ЭКСПРЕСС".
Тест-полоски "Сателлит Экспресс" зарегистрированы для обращения на рынке медицинских изделий в составе глюкометров ПКГ-03 "Сателлит Экспресс" и ПКГ - 03 "Сателлит Экспресс Мини", что не противоречит Правилам государственной регистрации медицинских изделий. На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Также Заявитель указывает, что в нарушение Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) в Извещении об осуществлении закупки Заказчиком не установлен код КТРУ.
Согласно п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в КТРУ, размещенном в Единой информационной системе в отношении товара с характеристиками: "Тест-полоски для количественного измерения уровня глюкозы в крови для использования с глюкометром "Сателлит Экспресс" позиция отсутствует.
Коды КТРУ 21.20.23.110-00004465, 21.20.23.110-00004467, 21.20.23.110-00004469 не содержат вариант выбора анализатора "Сателлит Экспресс".
Также представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Таким образом, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком выбран код ОКПД2: 21.20.23.111 "Препараты диагностические".
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в заседании Комиссии Управления Заявитель не участвовал, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на конкретный код КТРУ, который надлежало применить Заказчику, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемому товару по п. "Тест-полоски для количественного измерения уровня глюкозы в крови для использования с глюкометром "Сателлит Экспресс". N50" с использованием товарного знака без возможности поставки эквивалентного товара.
Кроме того, Заявитель указывает, что законодательством не запрещается предоставление на безвозмездной основе глюкометров с принадлежностями, в количестве, согласованном с Заказчиками, принимая во внимание критерий эквивалентности товара, поскольку такое предложение способно удовлетворить потребность заказчика в закупаемом товаре.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупка осуществляется для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве расходными материалами к глюкометрам (тест-полосками) согласно выписанным рецептам и с учетом наличия у этих граждан на руках глюкометров с определенными товарными знаками (о чем также указано в Техническом задании документации об Аукционе). Тестовые полоски не являются взаимозаменяемыми между собой, поскольку используются с конкретными глюкометрами. При этом представитель Заказчика пояснил, что согласно информации размещенной на официальном сайте производителя Глюкометров "Сателлит Экспресс" (https://eltaltd.ru/catalog/glyukometry/glyukometrsatellit-ekspress/) "Глюкометр Сателлит Экспресс предназначен для точного определения уровня глюкозы в цельной капиллярной крови. Прибор не только точный в измерении, но и помогает легко понять результат благодаря подсказке "смайлик"*. Тест-полоска сама забирает необходимый объем крови после соприкосновения с каплей. Глюкометр совместим только с тест-полосками Сателлит Экспресс. Подходит для контроля гликемии у детей от 1 мес до 17 лет.
Также представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является именно тест-полоски для количественного измерения уровня глюкозы в крови для использования с глюкометром Сателлит Экспресс, а не закупка самих глюкометров.
Комиссия Управления отмечает, что намерение Заявителя поставить иные глюкометры на безвозмездной основе совместно с тест-полосками к ним не может в данном конкретном случае быть принято в качестве надлежащего исполнения условий контракта, поскольку глюкометры, которые участник готов предложить к поставке совместно с тест-полосками могут отличаться от глюкометров, которые имеются у Заказчика на балансе, например, частотой погрешности, и соответственно такой глюкометр не будет удовлетворять потребностям Заказчика.
Таким образом Комиссия Управления отмечает, что глюкометры не являются предметом поставки в данном конкретном случае, при этом действующим законодательством не предусмотрена поставка каких-либо иных товаров, отличных от объекта закупки, таким образом, участникам закупки не вменена обязанность по поставке глюкометров.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом и Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Семенова В.Г. на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России N ЕО/33471/21 от 09.06.2021.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены комиссии Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июня 2021 г. N 077/06/106-9959/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021