Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
от заявителя - ООО "Сфера": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
в присутствии представителей от заказчика - КГБУЗ "Туберкулезная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края:
- Гончарова Наталья Владимировна (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Сфера" и материалы дела N027/06/67-706/2021,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Сфера" (далее - заявитель) на действия заказчика - КГБУЗ "Туберкулезная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - заказчик), при проведении закрытого аукциона с учетом положений ст. 111 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на поставку кондиционеров (сплит-систем) (извещение N0322200022121000200).
Согласно доводам жалобы, Заявитель жалобы полагает неправомерным снижение цены контракта в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) на 15 процентов от предложенной победителем, одновременно указывая на неполноту информации, отраженной в протоколе рассмотрения первых частей заявок участников закупки.
На основании ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322200022121000200 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок 14.05.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Наименование объекта закупки: поставка кондиционеров (сплит-систем).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 670,00 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки от заказчика - КГБУЗ "Туберкулезная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края поступил отзыв, согласно которому учреждение считает жалобу ООО "Сфера" необоснованной в полном объеме.
Представитель заказчика в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России поддержал доводы отзыва в полном объеме.
Изучив материалы дела, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об необоснованности довода жалобы по следующему основанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Статья 66 Закона о контрактной системе, устанавливая порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, предусматривает указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, помимо прочего, наименование страны происхождения товара (пп. "а" п. 2 ч. 3 указанной статьи).
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию, в частности, о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Во исполнение положений ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе издан Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пп. "а" пункта 1.3 Приказа N126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В силу п. 1.6 Приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара. При этом согласно п. 1.7 Приказа N126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложении, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложении, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Как следует из материалов дела, участником закупки - ООО "Сфера" в составе заявки N109854745 указана (декларирована) страна происхождения товаров, предлагаемых к поставке: Китай.
Проанализировав заявки иных участников закупки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что заявки содержат, в том числе, предложения о поставке товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, в частности, заявка N109873482 участника закупки содержала указание (декларирование) страны происхождения "Российская Федерация".
Как разъяснено в пункте 4 информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 "О применении отдельных положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Приказом N126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения Приказа N126н, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о правомерности заключения с победителем аукциона - ООО "Сфера" контракта по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в связи с тем, что заявка победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство.
Доводы жалобы о неполноте информации, отраженной в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.05.2021 N0322200022121000200-1, отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
В силу ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе содержал предусмотренную п. 4 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе информацию о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Закон о контрактной системе не содержит обязанности аукционной комиссии заказчика по отражению в протоколе соотношения стран происхождения, указанных участниками закупок, указания страны происхождения предлагаемого к поставке товара применительно к каждому из участников закупки.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
1. Статья 34 Закона о контрактной системе, устанавливая обязательные требования к контракту, предусматривает, в частности, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (ч. 8 указанной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила N1042).
Пунктами 11, 12 Правил N1042 установлены следующие условия:
- Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (п. 11);
- Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (п. 12).
Вместе с тем, условиями пунктов 9.4, 9.5 проекта государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации, установлены следующие условия:
- Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта (п. 9.4);
- Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта (п. 9.5).
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Из условий пункта 8.3.1 проекта государственного контракта следует, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта (с учетом гарантийных обязательств) не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта срок поставки Товара: В течение 10 дней с момента заключения контракта.
Условиями пункта 11.1 проекта государственного контракта предусмотрено, что настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 31.08.2021 г. включительно.
Таким образом, из положений ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе следует, что участник закупки вправе представить обеспечение исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии, срок действия которой должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц.
Следовательно, условие пункта 8.3.1 проекта государственного контракта, установленное заказчиком, нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В рассматриваемом случае заказчиком осуществляется закупка с ограничением, установленным извещением об осуществлении аукциона: "Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии со статьей 30 Федерального закона N44-ФЗ".
Вместе с тем, разделом II "Информационная карта" аукционной документации установлено:
13 |
Размер обеспечения исполнения контракта |
5% от НМЦК |
С учетом установленного заказчиком ограничения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие п. 13 раздела II "Информационная карта" аукционной документации противоречит ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Допущенные заказчиком нарушения образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что допущенные Заказчиком нарушения требований Закона о контрактной системе не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта при направлении на подпись победителю закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сфера" на действия заказчика - КГБУЗ "Туберкулезная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края при проведении закрытого аукциона с учетом положений ст. 111 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на поставку кондиционеров (сплит-систем) (извещение N0322200022121000200) - необоснованной.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Туберкулезная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим ч. 8 ст. 34, ч. 3, ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - КГБУЗ "Туберкулезная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект государственного контракта при направлении его на подпись победителю закупки (при наличии такого победителя).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 9 июня 2021 г. N 7-1/239
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2021