Резолютивная часть объявлена 11.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 17.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Заместителя председателя комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
Членов комиссии:
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Третьяков Р.А. лично;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Бадулина О.Ф. по доверенности N 04-исх-2796 от 10.06.2021;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Гайль И.Н. по доверенности N 4 от 01.01.2021 г. (до перерыва), Маркелова Е.А. по доверенности N б/н от 07.06.2021 г. (до перерыва), Козырева И.В. по доверенности N б/н от 08.06.2021 г.,
рассмотрев жалобу ИП Третьякова Романа Александровича (ИНН 720321158200 ОГРНИП: 315723200005548) от 04.06.2021 г. N5249-ЭП/21 на действия Заказчика - Управление образования администрации советского района, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении открытого электронного аукциона, предметом которого является, поставка спортивного оборудования (извещение N0187200001721000443) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Третьякова Романа Александровича (ИНН 720321158200 ОГРНИП: 315723200005548) от 04.06.2021 г. N5249-ЭП/21 на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (извещение N 0187200001721000443).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
В результате проведения торгов, ИП Третьяков Р.А. был признан победителем.
Исходя из информации, опубликованной в общем доступе на сайте ЕИС, Заказчиком были установлены ограничения, согласно Приказу Минфина России N 126н от 04.06.2018.
На этапе подписания контракта Заказчик применил снижение на 15% итоговой суммы контракта к Заявителю.
Заявитель считает, что применение к нему 15% понижающего коэффициента неправомерно ввиду того, что под требования пунктов 7, 12 технического задания подходят товары исключительно иностранного производства и вторым участником предоставлена недостоверная информация о происхождении товаров по п. 7, 12 из России.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении данной закупки указано условие допуска для участников согласно Приказу Минфина N 126н от 04.06.2018 г.
Согласно статье 64 Закона о контрактной системе документация также должна содержать информацию, указанную в извещении.
Согласно пункту 39 документации, установлено следующее требование:
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг), соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами, установленные в документации об аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе |
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров из иностранных государств, за исключением стран-членов ЕАЭС.
Согласно Приложению N 1 к Приказу Минфина N 126н Перечень содержит следующий вид ОКПД на который распространяется действие Приказа Минфина N 126н:
28.1 (за исключением 28.11.9, 28.12.9, 28.13.9, 28.14.9, 28.15.9) |
Машины и оборудование общего назначения |
и
32.30.15 |
Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом или для игр на открытом воздухе; плавательные бассейны и бассейны для гребли |
Данные коды ОКПД2 являются соотносимыми с примененными Заказчиком/уполномоченным органом кодам позиции КТРУ по данной закупке, указанным в Извещении.
В описании объекта закупки, в частности, указаны следующие требующиеся Заказчику товары )выдержка по пунктам 7 и 12):
7 |
Мяч волейбольный |
7.1 |
Характеристики из КТРУ |
|
|
7.1.1 |
Вид мяча |
Тренировочный |
|
||
7.1.2 |
Вид спорта |
Классический волейбол |
|
||
7.1.3 |
Количество панелей, штука |
|
|
||
7.1.4 |
Материал камеры |
Бутил |
|
||
7.1.5 |
Материал покрышки |
Синтетический |
|
||
7.1.6 |
Наличие сертификата FIVB |
Да |
|
||
7.1.7 |
Размер |
5 |
|
||
7.1.8 |
Тип соединения панелей |
Машинная сшивка |
|
||
12 |
Мяч волейбольный |
12.1 |
Характеристики из КТРУ |
|
|
12.1.1 |
Вид мяча |
Любительский |
|
||
12.1.2 |
Вид спорта |
Классический волейбол |
|
||
12.1.3 |
Количество панелей, штука |
|
|
||
12.1.4 |
Материал камеры |
Бутил |
|
||
12.1.5 |
Материал покрышки |
Синтетический |
|
||
12.1.6 |
Наличие сертификата FIVB |
Да |
|
||
12.1.7 |
Размер |
5 |
|
||
12.1.8 |
Тип соединения панелей |
Машинная сшивка |
|
Согласно пункту 1.1. Приказа Минфина 126н При проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Минфина 126н При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
В силу пункта 1.6 Приказа Минфина 126н Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В пункте 2 Приказа Минфина 126н установлено:
Положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.05.2021 N0187200001721000443-1 все участники закупки были признаны соответствующими и допущены до участия в аукционе, также в протоколе указано, что среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, присутствуют предложения о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Изучив заявки участников аукциона установлено, что заявка N 109849707 (ООО "ОГАНСПОРТ") содержит перечень предлагаемых к поставке товаров, в котором указано, что страна происхождения товаров по пунктам 7 и 12 (мяч волейбольный) - Россия.
Заявитель по аналогичным пунктам указал страну происхождения товара - Китай.
Вместе с тем, с учетом имеющихся у Управления ФАС по ХМАО-Югре материалови информации установлено, что мяч волейбольный, на который имеется сертификат FIVB в России не выпускается, производство таких мячей имеется в Китае, Тайване, Таиланде, США, Японии, Канаде.
Так, сертификат FIVB - это сертификат Международной Федерации волейбола (Fd
ration Internationale de Volleyball).
Вся продукция, имеющая сертификат FIVB представлена на официальном сайте Международной федерации волейбола, адрес сайта в сети интернет: https://www.fivb.com/ В подразделе: http://www.fivb.org/en/volleyball/Forms.asp (техническая информация) представлен официальный документ со списком брендов и стран производителей оборудования имеющих сертификат FIVB.
На указанном сайте представлена информация о производителях волейбольных мячей с сертификатом FIVB и странах их производства - Китай и Таиланд.
Таким образом, заявка участника N 109849707 (ООО "ОГАНСПОРТ") подлежала отклонению ввиду представления недостоверной информации.
Указанное правонарушение аукционной комиссии нарушает положение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и ставит Победителя закупки, правомерно указавшего страну происхождения товара "мяч волейбольный" как иностранное государство (Китай) в невыгодное положение ввиду применения к последнему положений Приказа Минфина N 126н о 15 процентном понижающем коэффициенте.
Комиссия Управления, в том числе, основывается на ответе ООО "ОГАНСПОРТ", поступивший на запрос Управления (исх. N АМ/4636/21 от 11.06.2021 г.) о том, что ООО "ОГАНСПОРТ" ошибочно указало страну происхождения товара как Россия, Общество указывает, что ему следовало указывать страну товара мяч волейбольный - Таиланд.
Комиссия Управления, при рассмотрении вопроса о виновности аукционной комиссии приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В Техническом задании указано, что мяч волейбольный должен иметь сертификат FIVB - данное требование установлено заказчиком и является для него существенным иначе бы он не ставил такое требование, следовательно, аукционная комиссия должна обладать знанием о способе проверки предоставленных сведений участниками. В рассматриваемом случае начать производство мячей волейбольных в России или странах ЕАЭС и получить сертификат FIVB теоретически возможно в любой момент, обладать точной информацией о наличии или отсутствии таких мячей в РФ или странах ЕАЭС объективно невозможно иначе членам аукционной комиссии пришлось бы запрашивать информацию у каждого производителя волейбольных мячей в данных странах и в принципе обладать информацией о таких производителях. Информационного письма об отсутствии производства мячей с сертификатом FIVB на территории стран-членов ЕАЭС в распоряжении Комиссии Управления не имеется, в общем доступе не размещено, заявителем, уполномоченным органом, заказчиком не представлено.
Запрашивать документы о подтверждении страны-происхождения товара согласно положениям Закона о контрактной системе и Приказа Минфина N 126н не предусмотрено, права у Заказчика/уполномоченного органа не имеется.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что субъективной стороны правонарушения в действиях аукционной комиссии отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Жалоба ИП Третьякова Романа Александровича (ИНН 720321158200 ОГРНИП: 315723200005548) от 04.06.2021 г. N5249-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Третьякова Романа Александровича (ИНН 720321158200 ОГРНИП: 315723200005548) от 04.06.2021 г. N5249-ЭП/21 на действия Заказчика - Управление образования администрации советского района, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении открытого электронного аукциона, предметом которого является, поставка спортивного оборудования (извещение N0187200001721000443) обоснованной.
2. Признать нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Управление образования администрации советского района, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязательное для исполнения предписание.
4. Материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности не передавать ввиду отсутствия таковых нарушений в действиях лиц.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заместитель председателя Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Моршель А.М.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 июня 2021 г. N 086/06/67-897/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021