Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
членов Комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Романовой В.Н.,
- специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
в отсутствие:
заказчика - администрации Вулканного городского поселения (далее - Заказчик),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - Заявитель),
уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на строительство инженерной инфраструктуры на территории жилого района в Вулканном городском поселении Елизовского района Камчатского края (далее - Работы), (закупка N 0138300001321000010), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения подрядчика путем проведения ЭА на выполнение Работ (закупка N 0138300001321000010) (далее - Закупка). Извещение, документация о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 30.05.2021; 11.06.2021 внесены изменения в извещение о проведении ЭА. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 247 682 692,00 рублей. Дата окончания подачи заявок - 21.06.2021
04.06.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА. В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы:
1. Заказчиком в документации об ЭА не указано конкретное значение объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СПМ; СОНО), в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. График выполнения строительно-монтажный работ, размещенный Заказчиком, полностью не соответствует приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 336/пр от 05.06.2018, что является нарушением статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 9.2 проекта контракта ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении подрядчиком обеспечения исполнения контракта путем передачи Заказчику в залог денежных средств, в том числе вклада (депозита), что не предусмотрено действующим законодательством, в нарушение положений части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. В составе документации об ЭА отсутствует проект сметы контракта, в нарушение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 данной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 данной статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 данной статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 4.4.44 проекта контракта установлено: "Привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением бюджетных и автономных государственных или муниципальных учреждений) в размере 30 % от цены Контракта, указанной в пункте 3.1 Контракта. При этом объем такого привлечения должен составлять 30 % запланированного к выполнению Подрядчиком объема работ в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, 30% от стоимости этапа работ по Контракту, указанной в пункте 3.1 Контракта".
Таким образом, Заказчик установил условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО с указанием в проекте-контракта объема такого привлечения.
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В силу части 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
На основании части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ (далее - Методики) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Приказ Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр) (далее - Приказ N 336/пр).
Согласно пункту 1.1. Приказа N 336/пр Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных по контракту работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Законом о контрактной системе.
В пункте 1.2. Методики установлено, что график выполнения строительно-монтажных работ должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
В силу пункта 1.5. Методики график выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок.
Исходя из пункта 1.6. Методики под табличной частью в графике выполнения работ и графике оплаты выполненных работ предусматриваются поля для подписания их сторонами контракта.
Согласно пункту 2.9. Методики дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:
2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Комиссия, проанализировав документацию об ЭА установила, что в приложении N 5 к данной документации содержится график выполнения строительно-монтажных Работ, соответствующий Приказу N 336/пр и Методике.
При этом, дополнительно под табличной частью графика выполнения строительно-монтажных Работ установлены требования, предусмотренные пунктом 2.9. Методики:
1) Срок подписания сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта - в течение 10 рабочих дней в случае поступления соответствующего обращения от подрядчика;
2) Срок передачи подрядчику копии разрешения на строительство объекта, копии технических условий и разрешений на присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства - не позднее 10 рабочих дней со дня подписания контракта;
3) Срок передачи подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации - в течение 10 рабочих дней в случае поступления соответствующего обращения от подрядчика;
4) Срок (сроки) подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией не позднее не позднее одного месяца до сдачи объекта в эксплуатацию;
5) Срок подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства объекта - одновременно с подписанием акта законченного строительством объекта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями данного Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона.
В пункте 9.2. проекта контракта установлено: "_Обеспечение исполнения настоящего Контракта может быть представлено Подрядчиком в виде безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями ст. 45 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, в размере обеспечения исполнения Контракта. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц. В банковскую гарантию обязательно включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии".
Таким образом, Заказчик в проекте контракта установил способы предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр утвержден порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - Методика).
Пунктом 1 установлено, что Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяет общие правила составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, при его заключении и внесении изменений в такой контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Методики при осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции путем проведения конкурентных способов определения подрядчиков смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном в порядке, проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Комиссией установлено, что в приложении N 1 к документации об ЭА, размещенной в ЕИС, содержится проект сметы контракта.
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Л.Б. Шиханова
Члены комиссии: ____________________ В.Н. Романова
____________________ Ю.С. Косарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 июня 2021 г. N 041/06/34-276/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2021