Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей:
Комитета по физической культуре и спорту Тверской области (далее - Заказчик): *** (по доверенности),
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности),
ИП Горшкова Е.С. (далее - Заявитель): *** (по доверенности),
рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 03.06.2021 поступила жалоба Заявителя, согласно которой документация об электронном аукционе на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (извещение от 27.05.2021 N 0136500001121002199) (далее - Аукцион), не соответствует Закону о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Заказчиком представлены письменные возражение на жалобу, считает доводы, изложенные в жалобе несостоятельными, а жалобу неподлежащей удовлетворению.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 27.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 168 348,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 04.06.2021, подана 5 заявок, 4 заявки признаны соответствующими документации об Аукционе;
4) дата проведения Аукциона - 08.06.2021, подано 3 ценовых предложения;
5) дата подведения итогов Аукциона - 11.06.2021, все заявки признаны соответствующими документации об Аукционе, определен победитель.
Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.
27.05.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0136500001121002199 на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок и Аукционная документация; начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 168 348,00 руб.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе и т.д.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из содержания извещения о проведении Аукциона, Аукционной документации, заказчиком осуществляется закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок с кодами позиции 32.30.14.117, 32.30.14.121, 32.30.14.119, 22.19.10.000.
Вместе с тем, исходя из технического задания Аукционной документации, Заказчиком в отношении закупаемого оборудования указаны дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией каталога товаров, работ и услуг (сечение первого профиля не менее 80х35 и не более 85х40, сечение второго профиля не менее 100х45 и не более 105х50, толщина стенки профилей не менее 3, диаметр третьего профиля - стальной трубы не менее 48, толщина стенки стальной трубы не менее 2,8 для уличного силового тренажера и т.д.).
Тогда как, по позиции 32.30.14.121-00000020 каталога товаров, работ, услуг не предусмотрено данных характеристик.
При этом Заказчиком не представлено доказательств того, что данным показателям может соответствовать оборудование нескольких производителей.
В данном случае, заказчиком в техническом задании аукционной документации в отношении закупаемого оборудования указаны дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией каталога товаров, работ и услуг. Обоснование необходимости использования иной информации аукционная документация не содержит.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
2. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исходя из технического задания Аукционной документации, Заказчиком в отношении закупаемого ряда позиций закупаемого оборудования указаны дополнительные характеристики. Так к уличному силовому тренажёру (сечение профиля не менее 80х35 и не более 85х40, толщина стенки не менее 3, все открытые концы профиля заглушены - наличие, материал рукояток подвижных частей -металлический пруток, диаметр металлического прутка не менее 23, отягощения перемещаются по направляющей тренажера - соответствие, толщина направляющей тренажера не менее 38 и не более 45, 10 прономерованных мест фиксации - наличие, в отягощении имеется окно для определения места фиксации размером не менее 45х45), к уличному силовому тренажёру (сечение профиля не менее 80х35 и не более 85х40, толщина стенки не менее 3, диаметр металлического прутка не менее 23, толщина направляющей тренажера не менее 38 и не более 45) и т.д.
Информационной картой установлены требования к первой части заявки на участие в Аукционе, в том числе обязательное указание конкретных показателей товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к физико-механическим, химическим и иным показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний предприятием-изготовителем на каждую партию товара, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, а также не соответствует требованиям части 6 статьи 66 (пункт 1 части 1 статьи 33) Закона о контрактной системе.
Поскольку показатели товара, значения которых определяются по результатам испытаний, не могут быть известны участникам закупок до приобретения товара (при этом указание участниками примерных значений таких показателей товара в пределах установленных заказчиком диапазонов не может свидетельствовать о поставке товара с аналогичными показателями) это в свою очередь может привести к представлению участником недостоверной информации о поставляемом товаре.
При рассмотрении жалобы по существу Заказчик не подтвердил, что предъявляемые конкретные характеристики, физико-механических свойств товара могут быть сопоставлены участником закупки с предполагаемым к поставке товаром из его доступного технического описания производителем.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, определяемых при изготовлении товаров по результатам проведения испытаний, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, на участие в закупке подано 5 заявок, 3 участника приняли участие в Аукционе, согласились на поставку оборудования на условиях, установленных документацией об Аукционе, подали ценовые предложения, при этом снижение цены составило 36,5%.
3. Согласно доводу Заявителя, заказчиком не установлено ограничение допуска товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе предусмотренную извещением о проведении электронного аукциона.
Пунктом 5 Постановления N 617 установлено, что что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 Постановления N 617.
Закупаемый Заказчиком товар относится кодам ОКПД2, которые включены в перечень, утвержденный Постановлением N 617.
Таким образом, в извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 25 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено ограничение допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 617.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункат 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать, в связи с тем что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика исполнителя).
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 10 июня 2021 г. N 05-6/1-103-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2021