На основании пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в связи с поступлением обращения директора ООО "Финансово-промышленная компания "Новые энергосберегающие технологии" <_> (вх.N3544 от 02.06.2021) о нарушениях при осуществлении открытого конкурса в электронной форме N зз-05077-2021 "Обеспечение источников питьевого водоснабжения комплексом водоочистки в п. Новый Воткинского района Удмуртской Республики" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121001244, далее - Конкурс), в отношении заказчика - Администрации МО "Воткинский район" (далее - Заказчик), уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), конкурсной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" возбуждена внеплановая проверка.
В соответствии с частями 15, 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25.01.2021 N 6 "О проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и создании Инспекции по проведению внеплановых проверок", приказом Удмуртского УФАС России N42 от 03.06.2021 "О проведении внеплановой проверки соблюдения Администрацией МО "Воткинский район", ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" и конкурсной комиссией ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" законодательства о контрактной системе в сфере закупок",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: <_>- начальник отдела контроля закупок,
участники Инспекции: <_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Инспекции 09.06.2021 Удмуртского УФАС России по видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика <_> (доверенность от 08.06.2021 N36),
представителя членов Конкурсной комиссии <_> (доверенности от 07.06.2021 б\н),
представителя Уполномоченного учреждения <_> (доверенность от 25.02.2021 N14-юр),
в отсутствие:
представителей ООО "ФПК "НЭСТ", уведомленного надлежащим образом о времени и месте проведения внеплановой проверки (уведомление от 03.06.2021 NОП01-17-05/3184э),
проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Конкурсной комиссией законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
18.02.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и Конкурсную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 408 020,00 рублей.
16.03.2021 - дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 16.03.2021, поступило три заявки на участие в Конкурсе (ООО "Республиканская тепловая компания", ООО "Газ-Сервис", ООО "ФПК "НЭСТ"), признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации.
27.03.2021 между Заказчиком и ООО "Республиканская тепловая компания" заключен муниципальный контракт (далее - Контракт) по итогам проведения Конкурса.
Согласно обращению в Конкурсной документации установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, при этом победителем Конкурса неправомерно признано ООО "Республиканская тепловая компания", которое исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, и не является социально ориентированной некоммерческой организацией. Заказчик неправомерно не расторг Контракт, заключенный с ООО "Республиканская тепловая компания".
На заседании Комиссии представитель членов Конкурсной комиссии пояснил, что оснований для признания заявки ООО "Республиканская тепловая компания" на участие в Конкурсе несоответствующей требованиям Конкурсной документации не имелось, т.к. в заявке Общества содержалась, в том числе, декларация о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. При этом Конкурсная комиссия не проверяла сведения, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения поддержал доводы Конкурсной комиссии.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчик к настоящему моменту не расторг Контракт, т.к. ООО "Республиканская тепловая компания" направила Заказчику письмо от 23.04.2021 N427 о том, что Общество относится к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, оснований не доверять Обществу у Заказчика не имелось.
1. Рассмотрев довод обращения о том, что победителем Конкурса неправомерно признано ООО "Республиканская тепловая компания", которое исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Инспекцией Удмуртского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п. 7 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе, декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)
В соответствии с ч. 3 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в том числе, в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, установлено преимущество в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе (ограничение в отношении участников конкурса (часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе), которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).
Аналогичное положение содержится в п. 4.1.1 Информационных карт Конкурсной документации.
Согласно п. 15.1.4 Информационных карт Конкурсной документации, вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации установлено требование о том, что участником Конкурса может быть только субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 ст. 4 Закона N209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Закона N209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с статьей 4.1 Закона.
Таким образом, законодатель окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 2016 г. Федеральной налоговой службой ведется Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте https://ofd.nalog.ru/index.html, данный Реестр находится в открытом доступе, информация о субъектах предпринимательства, включенных в Реестр, предоставляется бесплатно.
Согласно ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно ч. 2.1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона.
Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций указаны в ч. 3 ст. 50 ГК РФ, при этом общество с ограниченной ответственностью не включено в этот перечень, следовательно, ООО "Республиканская тепловая компания" не может являться социально ориентированной некоммерческой организацией.
Рассмотрев заявку ООО "Республиканская тепловая компания" на участие в Конкурсе, Инспекция Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что данная заявка содержит, в том числе, декларацию о принадлежности Общества к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным организациям.
Вместе с этим, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация о том, что ООО "Республиканская тепловая компания" находилось в данном Реестре в период с 10.09.2016 по 10.08.2017, следовательно, на момент подачи заявки на участие в Конкурсе, на момент рассмотрения заявок Конкурсной комиссией, а также на настоящий момент ООО "Республиканская тепловая компания" не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, предоставленная Обществом в составе заявки на участие в Конкурсе декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированных организациям фактически содержит недостоверную информацию, т.к. с 11.08.2017 ООО "Республиканская тепловая компания" исключено из Реестра.
Несмотря на то, что Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства находится в открытом доступе и информация о субъектах, включенных в данный Реестр, предоставляется бесплатно, Конкурсная комиссия не стала проверять достоверность указанной декларации и тот факт, включено ли ООО "Республиканская тепловая компания" в Реестр, что следует как из письменных пояснений членов Конкурсной комиссии, так и подтверждается пояснениями представителя членов Конкурсной комиссии. Как указывалось выше, ООО "Республиканская тепловая компания" не является также социально ориентированной некоммерческой организацией.
С учетом изложенного, Конкурсная комиссия при рассмотрении заявки ООО "Республиканская тепловая компания" нарушила положение ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, т.к. фактически Конкурсная комиссия неправомерно признала соответствующей требованиям Конкурсной документации заявку, включающей документ (декларацию о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям), содержащий недостоверную информацию.
2. Рассмотрев довод обращения о том, что Заказчик неправомерно не расторг Контракт, заключенный с ООО "Республиканская тепловая компания", Инспекцией Удмуртского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе, в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как указывалось выше, в Извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации установлено, что участником Конкурса может быть только субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация, к числу которых ООО "Республиканская тепловая компания" не относится; заявка Общества на участие в Конкурсе содержала недостоверную информацию о принадлежности Общества к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, фактически позволившую ООО "Республиканская тепловая компания" стать победителем Конкурса, следовательно, у Заказчика имеются основания для расторжения Контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Довод Заказчика о том, что ООО "Республиканская тепловая компания" направило Заказчику письмо от 23.04.2021 N427 о том, что выручка Общества за год не превышает 800 млн. рублей, не подтверждает отнесение Общества к субъектам малого предпринимательства, т.к. по смыслу ст. 3 Закона N209-ФЗ субъектом малого предпринимательства признается организация, сведения о которой внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Как указывалось выше, сведения об ООО "Республиканская тепловая компания" исключены из Реестра 11.08.2017. Кроме этого, в письме от 23.04.2021 N427 не указано, за какой именно год выручка Общества не превышает 800 млн. рублей. Иных доказательств, подтверждающих отнесение ООО "Республиканская тепловая компания" к субъектам малого предпринимательства, со стороны Заказчика, Уполномоченного учреждения, Конкурсной комиссии не представлено.
При этом, как следует из пояснений Заказчика от 08.06.2021 N208, 09.04.2021 в Администрацию МО "Воткинский район" поступило обращение ООО "ФКП "НЭСТ" о том, что ООО "Республиканская тепловая компания" исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, следовательно, после получения данного обращения Заказчик имел возможность удостовериться в том, относится ли ООО "Республиканская тепловая компания" к субъектам малого предпринимательства, получив информацию из Реестра.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушено положение п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. к настоящему моменту Контракт, заключенный с лицом, предоставившем недостоверную информацию в своей заявке на участие в Конкурсе, не расторгнут.
Вместе с этим, учитывая факт заключения 27.03.2021 Контракта между Заказчиком и ООО "Республиканская тепловая компания", основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений отсутствуют.
Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях (бездействии) конкурсной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение положения ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях (бездействии) заказчика - Администрации МО "Воткинский район" нарушение положения п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" считать оконченной.
4. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель Инспекции: ____________<_>
Участники Инспекции: ____________<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 9 июня 2021 г. N 018/06/99-492/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2021