Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Попова Артема Валерьевича о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление хозяйством Невьянского городского округа"( 624192, Свердловская обл.,г. Невьянск, ул. Ленина, д. 11), уполномоченного органа в лице Администрации Невьянского городского округа(624192, Свердловская обл, г. Невьянск, ул.Кирова, 1), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по вырубке и подрезке деревьев с вывозом порубочных остатков (отходов) (извещение N 0162300019821000114), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Попова Артема Валерьевича (вх. N 01-16137 от 02.06.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление хозяйством Невьянского городского округа", уполномоченного органа в лице Администрации Невьянского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по вырубке и подрезке деревьев с вывозом порубочных остатков (отходов) (извещение N 0162300019821000114)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ИП Попов А.В. указал, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, просил признать жалобу Общества обоснованной.
Представители заказчика по доводам жалобы возражали, просили признать жалобу Предпринимателя необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
21.05.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300019821000114 и аукционная документация на выполнение работ по вырубке и подрезке деревьев с вывозом порубочных остатков (отходов).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 938 639,93 рублей.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в техническом задании (далее также ТЗ).
В соответствии с п.1.1. ТЗ подрядчик обязуется произвести подрезку деревьев с вывозом порубочных остатков в городе Невьянске и населенных пунктах Невьянского городского округа за свой счет, своими силами и средствами.
В соответствии с разделом 4 ТЗ в объем работ по контракту включаются в т.ч. следующие виды работ:
4.1. Подрезка деревьев.
4.2. Измельчение порубочных остатков (сучьев, ветвей, зелени древесной и т.п.) в щепу.
4.3. Вывоз порубочных остатков (отходов раскряжевки) производится на полигон с предоставлением справки о размещении.
4.4. Вывоз измельченных порубочных остатков производится в место, указанное Заказчиком.
ИП Попов А.В. в своей жалобе ссылается на то, что отходы, образующиеся в процессе подрезки деревьев относятся к твердым коммунальным отходам (далее также ТКО), обращаться с которыми, в соответствии с действующим законодательством уполномочен только региональный оператор по обращению с ТКО с которым в силу п.8 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе должен быть заключен договор с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Таким образом, по мнению заявителя, МБУ "Управление хозяйством НГО" необоснованно включило в один лот работы (услуги) которые могут быть выполнены участниками рынка (подрезка деревьев, измельчение порубочных остатков) с работами (услугами) которые оказывает определенный хозяйствующий субъект по утвержденному тарифу (вывоз порубочных остатков на полигон).
МБУ "Управление хозяйством НГО" в обоснование правомерности объединения вышеуказанных видом работ (услуг) ссылается на письмо ООО "Компания "Рифей" (региональный оператор по обращению ТКО на территории Невьянского ГО), в котором в ответ за обращение Администрации Невьянского ГО по факту выявления несанкционированных свалок сообщило, что состав отходов (в т.ч. порубочные остатки) не относятся к ТКО, ввиду чего отсутствуют основания для заключения договора на их вывоз силами регионального оператора по обращению с ТКО.
Комиссия Свердловского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к нижеследующему.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
- региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (ст.1 Закона об отходах).
Согласно ч.1 ст.24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч.2 ст.24.6 Закона о контрактной системе накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее также ФККО). ФККО содержит перечень отдельных кодов отходов, объединенных в группы.
Группа отходов по ФККО, объединённых кодами 7 31 ХХХ ХХ ХХ Х входит в отходы коммунальные твердые. В указанную группу отходов входят в т.ч. следующие коды отходов:
7 31 300 00 00 0 |
Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам |
7 31 300 01 20 5 |
растительные отходы при уходе за газонами, цветниками |
7 31 300 02 20 5 |
растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками |
ИП Попов А.В. полагает, что отходы, образующиеся при исполнении контракта по электронному аукциону (подрезка деревьев, измельчение порубочных остатков (сучьев, ветвей, зелени древесной и т.п.) в щепу), относятся к коду по ФККО 7 31 300 02 20 5 - растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
Как пояснено представителями заказчика, МБУ "Управление хозяйством НГО" руководствовалось письмом регионального оператора по обращению ТКО ООО "Компния "Рифей" от 29.07.2020 N И-РИФСУ-2020-7045, в соответствии с которым разъясняется, что в районе места размещения контейнеров находятся следующие виды отходов:
1. Отходы производства изделий из бетона для использования в строительстве, вид - бой бетонных изделий, код 3 46 200 01 20 5;
2. Отходы производства круглых лесоматриалов. Вид - отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработки, код - 1 52 110 01 21 5.
Проанализировав вышеуказанное письмо ООО "Компния "Рифей" Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что виды отходов на которые ссылается региональный оператор по обращению ТКО не соотносятся с предметом рассматриваемой закупки: отходы производства изделий из бетона не образуются в процессе исполнения условий контракта, т.к. подобные работы не предусмотрены условиями контракта; отходы производства круглых лесоматриалов также не могут быть применены к предмету рассматриваемой закупки т.к. предполагают образование древесных отходов при осуществлении хозяйственной деятельности по производству лесоматриалов. Кроме того, в письме дана оценка конкретным отходам, находящимся вблизи конкретной контейнерной площадки на определённую дату.
В связи с изложенным, Комиссией Свердловского УФАС России отклоняются доводы заказчика относительно необходимости руководствоваться позицией регионального оператора по обращению ТКО ООО "Компния "Рифей" (исх. N И-РИФСУ-2020-7045 от 29.07.2020) о взаимосвязанности работ (услуг) по подрезке деревьев и вывозу порубочных остатков (отходов раскряжевки) производится на полигон.
Поскольку в силу ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе составление описания объекта закупки является обязанностью заказчика, то именно на нем лежит бремя доказывания того, что работы (услуги) по подрезке деревьев и вывозу порубочных остатков (отходов раскряжевки) производится на полигон являются взаимосвязанными, могут быть в совокупности самостоятельно исполнены одним участником рынка.
Вместе с тем, доказательств того, что отходы образующиеся в результате подрезки деревьев отходы относятся к какому-либо иному коду ФККО кроме 7 31 300 02 20 5 представителями заказчика в материалы дела не представлено.
Согласно п.8 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
8) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Таким образом, в случае необходимости сбора ТКО собственник таких отходов (в данном случае заказчик) заключает прямой договор с региональным оператором по обращению с ТКО по п.8 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.24.8 Закона об отходах регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Таким образом, только региональный оператор по обращению с ТКО по установленным РЭК Свердловской области тарифам вправе осуществлять сбор ТКО (прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение) с контейнерных площадок куда такие ТКО должны быть доставлены иным лицом с места их образования в процессе подрезки деревьев.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
С учетом изложенного, в действиях МБУ "Управление хозяйством НГО" выявлено нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции что выразилось в объединении в один лот работ (услуг) по подрезке деревьев и измельчению порубочных остатков с одной стороны с работами (услугами) по вывозу порубочных остатков (отходов раскряжевки) на полигон, т.к. последние относятся к ТКО, а, следовательно, должны закупаться у регионального оператора по обращению с ТКО по установленным тарифам по договору с единственным исполнителем.
Также Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами запрещается в силу п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Попова А.В. признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "Управление хозяйством НГО" выявлены нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции.
3. Заказчику в лице МБУ "Управление хозяйством НГО" выдать предписание об аннулировании закупки.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, ответственного за размещение извещения N 0162300019821000114 с документами, удостоверяющими личность, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, письменными объяснениями по обстоятельствам дела на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения _______________ 20____ г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/33-2068/2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
09.06.2021 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N 066/06/33-2068/2021 от 09.06.2021 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице МБУ "Управление хозяйством НГО" в срок до 20 июля 2021 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/33-2068/2021 от 09.06.2021 г., аннулировать закупку N 0162300019821000114 путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и отзыва извещения способом, которым оно было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru).
2. Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице МБУ "Управление хозяйством НГО" в срок до 29 июля 2021 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 июня 2021 г. N 066/06/33-2068/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2021