Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-30 при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального автономного учреждения культуры Кушвинского городского округа "Центр культуры и досуга пос. Баранчинский", *
- уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы", *
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Новое Проектное Бюро", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не обеспечившего подключение,
рассмотрев жалобу ООО "Новое Проектное Бюро" (624002, Свердловская обл., г. Арамиль, ул. Гарнизон, д. 20-47) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного учреждения культуры Кушвинского городского округа "Центр культуры и досуга пос. Баранчинский" (624315, Свердловская обл., пос. Баранчинский, ул. Ленина, д. 1), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" (624300, Свердловская обл., г. Кушва, ул. Горняков, д. 37) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации "Строительство сельского центра культурного развития по адресу: пос. Баранчинский, ул. Ленина,1" (извещение N 0362300300021000014), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Новое Проектное Бюро" (вх. N 01-16452 от 04.06.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного учреждения культуры Кушвинского городского округа "Центр культуры и досуга пос. Баранчинский", уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации "Строительство сельского центра культурного развития по адресу: пос. Баранчинский, ул. Ленина,1" (извещение N 0362300300021000014), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Новое Проектное Бюро" указал, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, просил признать жалобу Общества обоснованной.
Представитель заказчика по доводам жалобы возражал, просил признать жалобы Общества необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
28.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0362300300021000014 и конкурсная документация на разработку проектно-сметной документации "Строительство сельского центра культурного развития по адресу: пос. Баранчинский, ул. Ленина,1".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 239 392,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Согласно ч.1 ст.33 закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Части II закупочной документации установлено, что проектом предусмотреть мероприятия для маломобильных групп населения с учётом существующего здания кинозала. проектное решение согласовать с Заказчиком).
В соответствии с частью II "Описание объекта закупки" конкурсной документации заказчик предоставляет Подрядчику следующие исходные данные:
1.Правоустанавливающие документы на земельный участок кадастровый (условный) номер: 66:53:0601003:62:
2.Правоустанавливающие документы на земельный участок кадастровый (условный) номер: 66:53:0601003:318:
3.Технический паспорт существующего объекта капитального строительства N 2171 от 21.06.07
4.Топографические материалы масштабов 1:500 в границах территории разработки 66:53:0601003:62
5. Результаты инженерных изысканий и обследования здания, полученные заказчиком ранее.
6. Градостроительные планы земельных участков
7. Технические условия на подключение к инженерным сетям
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснили, что земельные участки, а также существующее здание находятся на кадастровом учете, информация о них находится в свободном доступе, в том числе на публичной кадастровой карте с видимыми границами местонахождения объектов. При этом любой участник имеет возможность самостоятельно определить местонахождение объектов, в том числе с определением точек координат данных объектов. Кроме того, в перечне работ предусмотрены предпроектные работы, целями которых определено:
1) формирование общей концепции архитектурно-планировочного решения, объемно-планировочного решения организации пространства для дальнейшего проектирования и реализации строительства объекта.
2) концепция благоустройства территории.
3) уточнение и формирование исходных данных, включая состав помещений, предложения по конструктивному решению, функциональное наполнение для дальнейшей разработки проектной документации по объекту - стадии П, Р.
4) получение демонстрационных материалов концепции (эскизного проекта) для строительства объекта в границах земельного участка площадью 8834 кв.м.
Таким образом, при проведении предпроектных работ все вопросы, касающиеся уточнения исходных данных, планировки территории, местонахождения объектов и прочие важные условия, которые будут отражены в проекте, должны быть уточнены.
Относительно довода о наличии/отсутствии действующих ограничений на земельных участках, на которых планируется строительство заказчик пояснил следующее:
Информацией о наличии/отсутствии действующих ограничений на земельных участках, на которых планируется строительство, заказчик не обладает. В настоящее время градостроительные планы указанных земельных участков находятся в стадии подготовки в отделе градостроительства и архитектуры администрации Кушвинского городского округа. Об отсутствии у заказчика ГПЗУ участникам сообщалось (п. 3 Разъяснений N3).
Кроме того, заказчиком предусмотрена обязанность подрядчика самостоятельно получать исходные данные по шуму, вибрации, качестве почвы, радиационной безопасности; справку о фоновых концентрациях загрязняющих веществ, установление прибрежной защитной полосы, наличие/отсутствие водоохраной зоны, а также иные документы и сведения, не являющимися исходными данными, а также актуализацию и доработку исходных данных, предоставленных Заказчиком, в объеме, необходимом для исполнения обязательств по Контракту и получения положительного заключения государственной экспертизы.
Таким образом, в вышеназванных действиях заказчик отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Указанные функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям в соответствии с положениями статьи 55.5-1 ГрК РФ должны выполняться специалистами по организации инженерных изысканий, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Ответственность по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, или вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязательств по договору подряда обеспечивается в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, членом которой является такой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в порядке, установленном положениями статей 60 и 60.1 ГрК РФ. Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования не может нести указанную ответственность по обязательствам своего члена по договору на выполнение инженерных изысканий.
Согласно части 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
С учетом изложенного, в случае, если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования при исполнении контакта (письмо Минстроя России от 30 января 2018 г. N 2890-ХМ/08).
Таким образом, заказчик может установить в закупочной документации требование к участникам закупки о членстве одновременно в двух саморегулируемых организациях либо о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, но при этом членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий должно быть у исполнителя (соисполнителя) (т.е. в данном случае требование устанавливается не к участнику закупки, а к исполнителю) (Письмо ФАС РФ от 02.08.2019 N ДФ/67066/19).
При этом, заказчиком не установлено требование о наличии членства в СРО в области инженерных изысканий, но, согласно условиям закупочной документации, выполнению подлежат, в том числе, инженерные изыскания, на проведение которых требуется членство в саморегулируемой организации (ч. 2 ст. 47 ГрК РФ).
Таким образом, заказчиком в нарушение ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе не установлено требование к исполнителю по контракту о наличии членства в СРО в области инженерных изысканий.
В действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются.
24.05.2021 г. заказчиком в документацию, в том числе в раздел "Описание объекта закупки" закупочной документации, были внесены изменения.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком не был изменен объект закупки, в силу чего в данной части жалоба является необоснованной.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 1085).
В Приложении к Части I "Информационная карта" закупочной документации установлены критерии (показатели) оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, в том числе, установлен следующий показатель: Наличие у участника конкурса специалистов определенного уровня квалификации, что подтверждается, в том числе, следующими документами:
1.Копии дипломов специалистов о наличии высшего профильного образования по следующим специальностям:
- "Проектирование зданий"
и/или
- "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
и/или
- "Строительство и эксплуатация инженерных сооружений"
и/или
- "Организатор проектирования"
и/или
- "Специалист в области инженерно-геодезических изысканий"
и/или
- "Специалист в области инженерно геологических и инженерно-геотехнических изысканий"
и/или
- "Архитектор комплексов и зданий"
и/или
- "Архитектор"
и/или
- "Главный архитектор"
и/или
- "Главный архитектор проекта"
и/или
- "Специалист по разработке проектов организации строительства".
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в Законе о контрактной системе, а также в Постановлении N 1085 не содержится обязательных требований к содержанию критериев, ввиду чего заказчик вправе самостоятельно устанавливать содержание критериев в соответствии с имеющейся у заказчика потребностью.
Таки образом, в данных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, на основании п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе у Комиссии отсутствуют полномочия в части контроля обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Новое Проектное Бюро" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного учреждения культуры Кушвинского городского округа "Центр культуры и досуга пос. Баранчинский" / уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" выявлено нарушение ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Муниципального автономного учреждения культуры Кушвинского городского округа "Центр культуры и досуга пос. Баранчинский", уполномоченному органу в лице лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, ответственного за разработку/утверждение документации N 0362300300021000014 с документами, удостоверяющими личность, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, письменными объяснениями по обстоятельствам дела на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения _______________ 20____ г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/33-2077/2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
09.06.2021 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
на основании своего решения N 066/06/33-2077/2021 от 09.06.2021 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального автономного учреждения культуры Кушвинского городского округа "Центр культуры и досуга пос. Баранчинский", уполномоченному органу в лице лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы", его комиссии в срок до 5 июля 2021 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/33-2077/2021 от 09.06.2021 г., (извещение N 0362300300021000014), путем внесения изменений в проект контракта при направлении его победителю закупки в части установленной решением в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику лице Муниципального автономного учреждения культуры Кушвинского городского округа "Центр культуры и досуга пос. Баранчинский", уполномоченному органу в лице лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" в срок до 9 июля 2021 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 июня 2021 г. N 066/06/33-2077/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2021