Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Новиченко Ю.В. (доверенность от 09.06.2021 N01/8450), в присутствии представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Смагулова Р.Г. (доверенность от 21.05.2021 N01-06-6), Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 17.08.2020 N01-06-4) и в отсутствие представителя заявителя ООО "Гражданпроект", рассмотрев жалобу ООО "Гражданпроект" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.06.2021 поступила жалоба ООО "Гражданпроект" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закон о контрактной системе.
14.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного конкурса и документация об этом конкурсе (последние изменения от 02.06.2021).
Комиссия рассматривает документы в редакции от 02.06.2021.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Требования к лицам, осуществляющим работы по разработке проектной документации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Согласно ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из положений ч. 4 ст. 48 ГрК РФ следует, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом в силу статьи 55.3 ГрК РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Положениями конкурсной документации, в частности проектом государственного контракта, не установлен запрет на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта.
Согласно пункту 14.1.1 конкурсной документации, установлено, помимо прочего, следующее требование к участникам закупки:
Участник закупки должен быть:
- членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением в совокупности условий, предусмотренных ч.3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением в совокупности условий, предусмотренных ч.3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.26.1 конкурсной документации Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующие требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме:
Участник закупки должен быть:
- членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением в совокупности условий, предусмотренных ч.3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением в совокупности условий, предусмотренных ч.3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Участник закупки должен предоставить:
- действующую выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 года N 86, в области архитектурно-строительного проектирования. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о закупке. Данное требование не применяется к участникам открытого конкурса в электронной форме, указанным в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- действующую выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 года N 86, в области инженерных изысканий. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о закупке. Данное требование не применяется к участникам открытого конкурса в электронной форме, указанным в ч. 2.1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений конкурсной документации, положение пунктов 14.1.1, 26.1 конкурсной документации, устанавливающее требование к участнику закупки о наличии членства в двух саморегулируемых организациях (в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий), а также обязанность представить в заявке на участие в аукционе действующую на дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе выписку (копию такой выписки) как из реестра членов СРО в области инженерных изысканий, так и из реестра членов СРО архитектурно-строительного проектирования, членом которых должен являться именно участник закупки, не позволяют реализовать принцип, закрепленный в части 5.2 статьи 48 ГрК РФ (возможность проведения проектных работ и координацию работ по инженерным изысканиям с привлечением субподрядной организации).
Учитывая, что объектом закупки являются работы по разработке проектной документации, следует устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Действия Заказчика, установившего в аукционной документации требование к участнику о наличии свидетельства саморегулируемой организации в области инженерных изысканий нарушают требования пункта 1 части 1 ст. 31, части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Правовая позиция о недопустимости установления требования к участникам закупки членства в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий при осуществлении работ по разработке проектно-сметной документации соответствует единообразной практике применения Федеральной антимонопольной службой положений Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса Российской Федерации, отраженной, в частности, в письмах ФАС России от 02.08.2019 N ДФ/67066/19, от 26.06.2018 N АГ/47983/18.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Комиссия считает, что установленные Заказчиком показатели к критериям оценки не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статьи 8 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В рамках спорного показателя конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки:
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
N |
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе |
Величины значимости критерия, % |
1 |
Цена государственного контракта |
60 |
2 |
Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
Сумма величин значимости критериев |
100 |
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется комиссией с учетом положений статьи 32 Закона N 44-ФЗ и Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Применяемые термины:
"Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения подрядчика по критериям оценки и в порядке, установленном в конкурсной документации в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения государственного контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
"Значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в конкурсной документации в соответствии с требованиями Правил, выраженный в процентах;
"Коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в конкурсной документации в соответствии с требованиями Правил, деленный на 100 (Сто);
"Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
В отношении не стоимостных критериев оценки предусмотрены показатели, раскрывающие содержание не стоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых работ по не стоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки.
Если в отношении критерия оценки в документации о закупке предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок по не стоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
N |
Критерии оценки (перечень показателей) |
Порядок оценки по каждому критерию |
Максимальное значение в баллах по критерию с учетом значимости |
Значимость критерия |
1 |
Цена государственного контракта |
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена государственного контракта" (ЦБi), определяется по формуле:
где: Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Для получения итогового рейтинга заявки по критерию, количество баллов, присуждаемых этой заявке по данному критерию, умножается на соответствующий коэффициент значимости критерия оценки: ИЦБi = ЦБi х 0,6 где: ИЦБi - итоговый рейтинг заявки по критерию; ЦБi - количество баллов, присуждаемых по критерию; 0,6 - коэффициент значимости критерия оценки. |
60 баллов |
60% |
2 |
Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Для получения итогового рейтинга заявки по критерию, количество баллов, присуждаемых этой заявке по данному критерию, умножается на соответствующий коэффициент значимости критерия оценки: ИНЦБi = (НЦБi1+ НЦБi2) х КЗ где: ИНЦБi - итоговый рейтинг заявки по критерию; НЦБi1 - опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема; НЦБi2 - обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами; КЗ = коэффициент значимости критерия. КЗ = 0,4 |
40 баллов |
40% |
Наименование показателя |
Порядок оценки по показателю |
Максимальное количество в баллах по показателю |
||
2.1 |
Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема (НЦБi1) |
Оценка по настоящему показателю будет производиться на основании представленных участником открытого конкурса в электронной форме копий документов подтверждающих опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема. Работами (услугами) сопоставимого характера и объема считаются работы (услуги) в области проектно-изыскательских работ на объектах расчистки русел водных объектов (ст.1 Водного Кодекса РФ) от донных отложений с формированием необходимых уклонов, выполненных (оказанных) в рамках заключенных и исполненных контрактов (договоров) за период с 2019 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме с наличием положительных заключений государственной (негосударственной) экспертизы, в которых участник закупки выступает в качестве генпроектировщика. Количество баллов определяется по следующей формуле: НЦБ1i = КЗ1 х 100 х (K1i / K1max) где: НЦБ1i - количество баллов; КЗ1 - коэффициент значимости показателя. КЗ1 =0,5; K1i - предложение участника закупки, чья заявка оценивается; K1max - максимальное предложение из всех сделанных участниками закупки. Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема подтверждается участником открытого конкурса в электронной форме наличием в заявке следующих документов: - копии заключенных и успешно исполненных за период с 2019 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема. - копии положительных заключений государственной (негосударственной) экспертизы разработанной проектной документации по соответствующим контрактам (договорам); - копии актов выполненных работ (оказанных услуг). |
50 баллов |
|
2.2 |
Обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами (НЦБi2) |
Оценка по настоящему показателю будет производиться на основании представленных участником открытого конкурса в электронной форме копий документов, подтверждающих обеспеченность участника открытого конкурса в электронной форме квалифицированными трудовыми ресурсами. Под квалифицированными трудовыми ресурсам понимается наличие сотрудников с присвоенной ученой степенью по следующим научным специальностям: "Экология", "Почвоведение", "Биологические ресурсы", "Гидрогеология", "Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия", "Геодезия", "Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология" в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 года N 118. при условии наличия сотрудников с присвоенными учеными степенями по каждой из названных научных специальностей. При оценки по показателю, количество представленных сотрудников соответствующей квалификации будет суммировано. Количество баллов определяется по следующей формуле: НЦБi2 = КЗ2 х 100 х (K2i / K2max) где: НЦБi2 - количество баллов; КЗ2 - коэффициент значимости показателя. КЗ2 =0,5; K2i - предложение участника закупки, чья заявка оценивается; K2max - максимальное предложение из всех сделанных участниками закупки; Обеспеченность участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами, подтверждается наличием в заявке всех нижеперечисленных документов: 1. копии трудовых книжек (трудовых договоров), подтверждающих наличие трудовых отношений работника с участником открытого конкурса в электронной форме; 2. копии документов, подтверждающих присвоение ученой степени. 3. копии дипломов о высшем образовании в каждой из следующих специальностях: "Экология", "Почвоведение", "Биологические ресурсы", "Гидрогеология", "Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия", "Геодезия", "Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология". Оценка по настоящему показателю будет производиться только при условии одновременного предоставления в качестве подтверждения указанных в пунктах 1, 2 и 3 документов в отношении каждого работника. |
50 баллов |
|
3 |
Расчет итогового рейтинга по каждой заявке: Для оценки заявки каждого участника осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма итоговых рейтингов заявки по критериям по следующей формуле: Rитог = ИЦБi+ ИНЦБi где: Rитог - итоговый рейтинг заявки; ИЦБi - итоговый рейтинг заявки по критерию "Цена государственного контракта"; ИНЦБi - итоговый рейтинг заявки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". |
Однако частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные требования о наличии у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, соответствие которым подтверждается только трудовыми книжками (трудовыми договорами), исключает возможность участника закупки привлекать работников на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, а также не позволяет выявить лучшие условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что указанные требования в порядке оценки Конкурсной документации являются ненадлежащими.
Заказчик, ненадлежащим образом установивший показатели к критериям оценки, признается Комиссией нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статью 8 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что по критерию "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема(НЦБi1)" Заказчик установил следующее: Оценка по настоящему показателю будет производиться на основании представленных участником открытого конкурса в электронной форме копий документов подтверждающих опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема.
Работами (услугами) сопоставимого характера и объема считаются работы (услуги) в области проектно-изыскательских работ на объектах расчистки русел водных объектов (ст.1 Водного Кодекса РФ) от донных отложений с формированием необходимых уклонов, выполненных (оказанных) в рамках заключенных и исполненных контрактов (договоров) за период с 2019 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме с наличием положительных заключений государственной (негосударственной) экспертизы, в которых участник закупки выступает в качестве генпроектировщика.
Количество баллов определяется по следующей формуле:
НЦБ1i = КЗ1 х 100 х (K1i / K1max) где:
НЦБ1i - количество баллов; КЗ1 - коэффициент значимости показателя. КЗ1 =0,5;
K1i - предложение участника закупки, чья заявка оценивается;
K1max - максимальное предложение из всех сделанных участниками закупки.
Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема подтверждается участником открытого конкурса в электронной форме наличием в заявке следующих документов:
- копии заключенных и успешно исполненных за период с 2019 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема.
- копии положительных заключений государственной (негосударственной) экспертизы разработанной проектной документации по соответствующим контрактам (договорам);
- копии актов выполненных работ (оказанных услуг).
В пункте 3 Правил оценки заявок определено, что оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Таким образом, Заказчик определяет критерии оценки заявок в соответствии с Правилами с учетом соблюдения условия о том, что такие критерии не приведут к ограничению числа участников закупки.
Установление в конкурсной документации положений о том, что опыт выполнения работ может подтверждаться договорами (контрактами), заключенными и исполненными только за период с 2019 года, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, так как участникам закупки имеющим опыт исполнения контрактов ранее 2019 года, будет присвоено 0 баллов.
По мнению Комиссии, при установлении критериев оценки в части предоставления опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема необходимо руководствоваться сроками, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Кроме того, конкурсная документация не раскрывает понятие "успешно исполненные" контракты (договоры), что может повлечь субъективный подход к оценке заявок. При этом наличие штрафных санкций не свидетельствует об отсутствии у участника закупки необходимого опыта.
Заказчик, ненадлежащим образом установивший показатели к критериям оценки, признается Комиссией нарушившим пункт 8 часть 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статьи 8 Закона о контрактной системе.
Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гражданпроект" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим пункт 1 ч.1 ст.31, часть 6 статьи 31, пункт 4 части 1 статьи 54.3, пункт 8 часть 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299).
3. Выдать государственному заказчику Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области предписание об устранении допущенных нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации "Расчистка рук. Ахтубы на территории Красноярского района Астраханской области" (реестровый N 0825500000721000299).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 июня 2021 г. N 030/06/54.3-766/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2021