Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены комиссии:
Вохменцев А.С. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Башкирова И.Г. - государственный инспектор отдела товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной перинатальный центр" (далее - ГБУ "Перинатальный центр") - Ташковой А.Г. (доверенность N 540 от 22.03.2021 г.),
в присутствии представителя Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - Уполномоченное учреждение) - Колдина А.Н. (доверенность N 10 от 16.09.2020 г.),
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "АКЦЕНТ-М" (далее - ООО "АКЦЕНТ-М", Заявитель), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в единой информационной системе (далее - ЕИС), явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения "Курганский областной противотуберкулезный диспансер" (далее - ГКУ "Курганский областной противотуберкулезный диспансер"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения "Детский санаторий "Космос" (далее - ГБУ "Детский санаторий "Космос"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения "Шатровская центральная районная больница" (далее - ГБУ "Шатровская центральная районная больница"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения "Шадринский областной противотуберкулезный диспансер" (далее - ГКУ "Шадринский областной противотуберкулезный диспансер"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения "Шадринская больница скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ "Шадринская больница скорой медицинской помощи"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения "Катайская центральная районная больница" (далее - ГБУ "Катайская центральная районная больница"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения "Курганский дом ребенка специализированный" для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики" (далее - ГКУ "Курганский дом ребенка специализированный" для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения "Далматовская центральная районная больница" (далее - ГБУ "Далматовская центральная районная больница"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, предоставлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей учреждения,
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Санаторий "Озеро Горькое" (далее - ГБУ Курганской области "Санаторий "Озеро Горькое"), о времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителей не обеспечили, предоставлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей учреждения,
рассмотрев жалобу ООО "АКЦЕНТ-М"" на действия Заказчиков - ГБУ "Перинатальный центр", ГКУ "Курганский областной противотуберкулезный диспансер", ГБУ "Детский санаторий "Космос", ГБУ "Шатровская центральная районная больница", ГКУ "Шадринский областной противотуберкулезный диспансер", ГБУ "Шадринская больница скорой медицинской помощи", ГБУ "Катайская центральная районная больница", ГКУ "Курганский дом ребенка специализированный" для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики", ГБУ "Далматовская центральная районная больница", ГБУ Курганской области "Санаторий "Озеро Горькое" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке территории (извещение N 0843500000221001616), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
03.06.2021 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "АКЦЕНТ-М"" на действия Заказчиков - ГБУ "Перинатальный центр", ГКУ "Курганский областной противотуберкулезный диспансер", ГБУ "Детский санаторий "Космос", ГБУ "Шатровская центральная районная больница", ГКУ "Шадринский областной противотуберкулезный диспансер", ГБУ "Шадринская больница скорой медицинской помощи", ГБУ "Катайская центральная районная больница", ГКУ "Курганский дом ребенка специализированный" для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики", ГБУ "Далматовская центральная районная больница", ГБУ Курганской области "Санаторий "Озеро Горькое" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке территории (извещение N 0843500000221001616).
По мнению Заявителя в документации об аукционе в электронной форме на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке территории, неправомерно установлено требование к участникам аукциона о наличии у них лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии.
Просит приостановить размещение закупки до решения вопроса по существу, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
Представители ГБУ "Перинатальный центр" и Уполномоченного учреждения с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просят признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 26.05.2021 г. на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке территории (извещение N 0843500000221001616).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 209 760 руб. 00 коп.
Заказчиками являются ГБУ "Перинатальный центр", ГКУ "Курганский областной противотуберкулезный диспансер", ГБУ "Детский санаторий "Космос", ГБУ "Шатровская центральная районная больница", ГКУ "Шадринский областной противотуберкулезный диспансер", ГБУ "Шадринская больница скорой медицинской помощи", ГБУ "Катайская центральная районная больница", ГКУ "Курганский дом ребенка специализированный" для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики", ГБУ "Далматовская центральная районная больница", ГБУ Курганской области "Санаторий "Озеро Горькое".
Размещение закупки осуществляет уполномоченное учреждение - Государственное казенное учреждение "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Уполномоченным учреждением и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Положениями статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение Заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, указываются в извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно пункту 23 аукционной документации у участника аукциона должно быть наличие права на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включающее работы (услуги) по дезинфектологии.
Участник аукциона должен представить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включающая работы (услуги) по дезинфектологии либо выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", подтверждающей наличие у участника аукциона действующей лицензии: на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включающая работы (услуги) по дезинфектологии.
Основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан).
В соответствии со статьей 4 Закона об охране здоровья граждан, основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Таким образом, исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Закона об основах здоровья граждан, гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Из пункта 2 статьи 2 Закона об охране здоровья граждан следует, что охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об охране здоровья граждан, медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии).
Из статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии следует, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные, в том числе, на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с пунктом 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющийся приложением к Положению, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность), установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03" (вместе с "СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее - СП 3.5.1378-03).
Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03, дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Из пункта 3.8.1. СП 3.5.1378-03 следует, что дезинсекция включает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе.
Иными словами, указанные понятия определяют способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности "Дезинфектология" установлены следующие квалификационные требования: уровень профессионального образования - высшее образование по специальности "Медико-профилактическое дело", подготовка в ординатуре по специальности "Дезинфектология"; дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Дезинфектология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Эпидемиология".
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов".
Из вышеизложенного следует, что дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Изложенное выше свидетельствует о том, что в соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
Следовательно, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об охране здоровья граждан, должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан, медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, определенном Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, в связи с чем подлежит лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.
Поскольку в рассматриваемом случае объектом закупки являлось выполнение работ по сплошной дератизации территории и акарицидной (противоклещевой) обработке территории, то требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии правомерно включено Заказчиками в документацию об электронном аукционе.
В результате проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки, Комиссией Курганского УФАС России нарушения требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлены.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АКЦЕНТ-М" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев.
Заместитель председателя комиссии: Иванова А.В.
Члены Комиссии Вохменцев А.С.
Башкирова И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 9 июня 2021 г. N 05-02/116-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2021