Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу гр. Терентьева А.А. на действия заказчика ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для оперативных вмешательств (реестровый номер закупки 0367100000821000173),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 02.0562021 поступила жалоба гр. Терентьева А.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Из жалобы следует, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: неверным образом установлен срок действия банковской гарантии, исчисленный от срока действия контракта, что нарушает часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводом заявителя не согласен, указал, что заказчиком был применен типовой контракт, утвержденный Министерством здравоохранения 15.10.2015 N 724н, согласно которому срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии", выступило организатором проведения электронного аукциона электронного аукциона на поставку расходных материалов для оперативных вмешательств, с начальной (максимальной) ценой контракта 841 991,40 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 25.05.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки0367100000821000173.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.06.2021 электронный аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся, контракт заключается с единственным участником ООО "Медика".
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включёнными в предусмотренный статьёй 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе срок действия банковской гарантии с учётом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона (подпункт 5 пункта 2 статьи 45 приведённого Федерального закона).
Согласно п. 10.1 Приказа Минздрава России от 15.10.2015 N 724н (ред. от 19.08.2020) исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Поставщиком самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Комиссией установлено, что в разделе 1.7 аукционной документации "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта", в пункте 10.1 проекта муниципального контракта (Раздел 6 аукционной документации) указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 5.1 контракта поставка товара осуществляется в течение 10 календарных дней с момента подачи заявки заказчиком. Заявки (Приложение N6 к Договору) подаются с момента заключения договора по "01" декабря 2021года.
Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 "декабря" 2021 года (п. 12.1 контракта).
Таким образом, поставив в зависимость расчет срока действия банковской гарантии от срока действия контракта, заказчик тем самым, возлагает на исполнителя дополнительные расходы по предоставлению банковской гарантии на больший срок, чем предусмотрено Законом.
В свою очередь, что спорные положения аукционной документации, контракта, типового контракта в части срока действия банковской гарантии входят в противоречия с требованиями Закона о контрактной системе, который имеет большую юридическую силу, в связи с чем в приоритетном порядке подлежат применению положения Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанное в пункте 10.1 проекта контракта условие о сроке действия банковской гарантии, превышающем срок действия контракта на один месяц, не соответствует и нарушает требования части 3 статьи 96, частью 4 статьи 64, Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Тюменского УФАС России допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе, являются существенными. При этом, устранение допущенных нарушений законодательства о контрактной системе возможно, в данном случае, только путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения рассматриваемой закупки и внесения изменений в извещение и документацию об электронном аукционе.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России в этой связи решила выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание, об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения рассматриваемой закупки, продлении срока подачи заявок и внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе в части срока действия банковской гарантии в соответствии с требованием Закона о контрактной системе и проведении дальнейшей процедуры закупки, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу гр. Терентьева А.А. на действия Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для оперативных вмешательств (реестровый номер закупки 0367100000821000173) обоснованной.
2. Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Тюмень) нарушившим части 3 статьи 96, частью 4 статьи 64, Пунктом 8 части 1 статьи 64.
3. Выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание.
4. Оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер" обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 июня 2021 г. N 072/06/44/94/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2021