Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Группа СТК" (вх. 9564) 08.06.2021 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница при осуществлении закупки N 0101300036021000004 "Совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0101300036021000004.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает следующее:
"Заказчиком в вышеприведенном порядке оценки не установлены параметры сопоставимости по объему оцениваемых контрактов/договоров с объектом закупки по настоящему конкурсу. Учитывая, что в соответствии со статьей 108 Закона о контрактной системе цена энергосервисного контракта может быть указана в трех различных вариантах, сопоставимый объем для энергосервисных контрактов и договоров на поставку осветительного оборудования может быть выражен в количестве устанавливаемых светильников либо их совокупной мощности.
Кроме того, установлены различные показатели сопоставимости характера исполненных контрактов/договоров. Для энергосервисных контрактов оцениваются контракты на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетической энергии любым осветительным оборудованием, тогда как в отношении договоров поставки с монтажом светильников. присутствует требование, что светильники должны быть для наружного уличного освещения.
Учитывая характер объекта закупки, а именно повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения на территории с.Архангельского МР Архангельский район РБ, считаем необходимым установить требования к опыту участников об исполнении энергосервисных контрактов на повышение энергетической эффективности использования энергетической энергии для целей наружного (уличного) освещения.
Также в подпункте в) раздела 2 Порядка оценки заявок конкурсной документации указано что документами, подтверждающими опыт участника открытого конкурса (по данному показателю), которые он может представить в составе заявки, являются:
- заключенные в 2015-2020 годах государственные (муниципальные) контракты и (или) гражданско-правовые договоры и или договоры подряда, направленные на энергосбережение и повышений энергетической эффективности использования системы наружного уличного освещения, заключенные в 2015-2020 годах государственные (муниципальные) контракты и (или) гражданско-правовые договоры, а также на поставку и монтаж уличного наружного осветительного оборудования.
Таким образом участник не может предоставить в качестве подтверждения опыта контракты, соответствующие остальным требованиям порядка оценки, но заключенные в текущем, 2021 году, что является неправомерным ограничением.
2. В соответствии с пунктом 28 раздела 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ конкурсной документации участник должен в составе второй части заявки представить документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме (Заполняется в соответствии с ПРИМЕРНОЙ (РЕКОМЕНДУЕМОЙ) ФОРМОЙ Раздела 3. Приложения). Данная форма содержит реестр сведений об исполненных участником контрактах/договорах с указанием их реквизитов. Требования данного пункта документации противоречат Порядку оценки конкурсной документации, в котором указано, что оцениваться будут представленные в составе заявки копии контрактов/ договоров и актов, подтверждающих их исполнение. Отдельно указано "Представленные копии должны отчетливо давать возможность увидеть полный текст содержания, быть читаемыми без использования каких-либо специальных средств."
Таким образом, участник вводится в заблуждение относительно состава документов, которые он должен предоставить для оценки его опыта работы, что ведет к ограничению участия.
3. В таблице "Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции - УЛИЧНЫЙ СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК" раздела Техническое задание конкурсной документации установлены требования к следующим показателям:
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЕ ТРЕБУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ТИП 1 ТИП 2 ТИП 3 ТИП 4
Коэффициент мощности, cos Не менее 0,95
Срок службы, ч Не менее 100 000
Гарантия от производителя, лет Не менее 6
Согласно приложению 5 к документации о проведении открытого конкурса в электронной форме "ИНСТРУКЦИЯ ПО УКАЗАНИЮ КОНКРЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОВАРА" если в Техническом задании устанавливается показатель, значение которого сопровождается фразой "не менее", участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения словами "не менее".
Данные характеристики практически всеми производителями указывается без точного значения, с применением слов "более", "не менее", знаков ">" и "".
Таким образом, участник не может в соответствии с требованиями документации достоверно указать конкретный показатель товара в первой части заявки, что приводит к ограничению возможности участия в конкурсе."
В свою очередь Заказчик в письменных пояснениях указывает:
"1. Довод заявителя основан на том, что в Приложении N2 в документации о проведении открытого конкурса, Заказчиком установлены не верные показатели по критерию "Квалификация участников закупки".
1.1. В соответствии с подпунктом б) пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N1085 (далее - Правила оценки), показатели по опыту участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, указаны в полном объеме.
Показатель по выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера - это указание на обязанность Участника указать и приложить подтверждающие документы по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с характером предмета контракта (энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетической энергии осветительным оборудованием (энергосервисный контракт), и/или договор подряда, поставка и монтаж уличного наружного осветительного оборудования).
Показатель "объем" - определен в количестве таких, энергосервисных контрактов, и/или договоров подряда, поставки и монтажа уличного наружного осветительного оборудования.
Кроме того, указанные в закупке Показатели по критерию "Квалификация участников закупки" являются общепринятыми и используются повсеместно при проведении закупочных процедур при проведении закупок на выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения.
Использовалась формулировка, указанная в законе, сопоставимость расписана в контракте путем указания на конкретные виды контрактов (поставка, монтаж, энергосервис).
1.2. Заказчиком установлен следующий опыт для Участника: Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с характером предмета контракта (энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетической энергии осветительным оборудованием (энергосервисный контракт), и/или договор подряда, поставка и монтаж уличного наружного осветительного оборудования).
Привязка "уличного наружного осветительного оборудования", относится ко всему абзацу: "Порядок оценки показателя: Оценка по данному показателю производится по общему количеству заключенных в 2015-2020 годах государственных (муниципальных) контрактов и/или договоров подряда и/или гражданско-правовых договоров, поставка и монтаж уличного наружного осветительного оборудования".
Сопоставимым характером выполнения работ (оказания услуг), в том числе является предмет контракта "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетической энергии (энергосервисный контракт).
Определена оценка по данному показателю: по общему количеству заключенных в 2015-2020 годах государственных (муниципальных) контрактов. Отсутствие указания в данной части предложения на привязку к уличному (наружному освещению), не мешает и не ограничивает Участника, в указании при подаче Заявки на участие, его опыта по энергосервису, по уличному (наружному) освещению.
1.3. Что касается указания Заказчиком в подпункте в) раздела 2 Порядка оценки заявок конкурсной документации, что документами, подтверждающими опыт участника открытого конкурса (по данному показателю), которые он может представить в составе заявки, являются: заключенные в 2015-2020 годах государственные (муниципальные) контракты и (или) гражданско-правовые договоры и или договоры подряда, направленные на энергосбережение и повышений энергетической эффективности использования системы наружного уличного освещения, заключенные в 2015-2020 годах государственные (муниципальные) контракты и (или) гражданско-правовые договоры, а также на поставку и монтаж уличного наружного осветительного оборудования:
Заказчик имеет возможность указать период для опыта участника открытого конкурса (по данному показателю), в случаях, не противоречащих, действующему законодательству Российской Федерации, что не является ограничением участия в конкурсе.
2. В доводе заявителя указано, в соответствии с пунктом 28 раздела 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ конкурсной документации участник должен в составе второй части заявки представить документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме (Заполняется в соответствии с ПРИМЕРНОЙ (РЕКОМЕНДУЕМОЙ) ФОРМОЙ Раздела 3. Приложения), что вводит его в заблуждение относительно состава документов, что ведет к ограничению участия.
Также в п/п. 7 п.28 раздела 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, указано, что при этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Что касается самого реестра сведений об исполненных участником контрактах/договорах, он является частью Заявки на участие в конкурсе в электронной форме, и содержит описательную часть, прилагаемых к заявке документов, предусмотренных конкурсной документацией.
Оценка заявок осуществляется по общему количеству приложенных к Заявке, заключенных Участником в 2015-2020 годах государственных (муниципальных) контрактов и/или договоров подряда и/или гражданско-правовых договоров, поставка и монтаж уличного наружного осветительного оборудования.
Форма является рекомендуемой, не обязывает участника к ее применению, не нарушает его права.
3. Довод заявителя о том, что в таблице "Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции - УЛИЧНЫЙ СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК" раздела Техническое задание конкурсной документации указаны требования к показателям: коэффициент мощности, срок службы, гарантия от производителя, показатели, значений которых сопровождаются фразой "не менее", влияют на не возможность указать конкретный показатель по этим характеристикам товара в первой части заявки, что приводит к ограничению возможности участия в конкурсе.
3.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанные требования к показателям товара необходимы для контроля оказываемых услуг (поставляемого товара).
Описание товара и требования к ним размещены на официальных сайтах производителей.
Анализ рынка и официальных сайтов производителей показал, что удовлетворяющие требованиям по данным конкретным параметрам, предлагаются многими поставщиками светодиодной продукции. При формировании требований к техническим характеристикам товаров при описании объекта закупки заказчиком использованы данные из открытых источников информации.
При формировании требований к техническим характеристикам товара, используемые при выполнении работ, также учтены требования Постановления Правительства РФ от 10.11.2017 N1356. Указанные требования установлены исходя из потребности заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе. Установленные требования к осветительным приборам соответствуют минимальным требованиям ГОСТ Р 55705-2013.
Примеры паспортов производителей светодиодной продукции, где указанны конкретные показатели по этим характеристикам товара:
1) В паспорте производителя указывается конкретное значение коэффициента мощности без применения слов "более", "не менее", знаков ">" и ""
2) В паспорте прописан конкретный срок службы светильников - 25 лет (без применения слов "более", "не менее", знаков ">" и "") (https://www.ledel70.ru/sites/default/files/pasport_l-street_48_pr-vo.pdf ):
3) В паспорте прописан конкретный срок службы светильников - 30 000 часов (без применения слов "более", "не менее", знаков ">" и ""):
4) В паспорте прописан конкретный срок службы светильников - 30 000 часов (без применения слов "более", "не менее", знаков ">" и ""):
5) На сайте производителя указывается конкретное значение коэффициента мощности без применения слов "более", "не менее", знаков ">" и "" (https://barled.ru/bl-ld-3c-xpl.html):
6) На сайте производителя указывается конкретное значение коэффициента мощности без применения слов "более", "не менее", знаков ">" и "" (https://www.disprom.ru/gslo-30-s-optikoy-ulichnyiy-svetodiodnyiy-svetiln ik.html):
Таким образом, любой участник МОЖЕТ в соответствии с требованиями документации достоверно указать конкретный показатель товара в первой части заявки, что НЕ приводит к ограничению возможности участия в конкурсе.
Указанные требования Конкурсной документации к светильникам установлены исходя из потребности Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.
Требования установлены в соответствии с требованиями действующего ГОСТ (там применяются характеристики "не менее".
3.2. По доводу Заявителя, о том, что гарантийный срок производителя на товар не может относиться к показателям объекта закупки:
Указание гарантийного срока в разделе Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции - УЛИЧНЫЙ СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК, Технического задания, приложения N1 к энергосервисному контракту, является частью условий энергосервисного контракта, указанное в приложении N1 к контракту, составляющим его неотъемлемую часть и не является показателем объекта закупки.
Указание Гарантийных обязательств также отсутствует как показатель в графе "Максимальное и (или) минимальное значение показателей товара".
Кроме того, доводом Восьмого арбитражного апелляционного суда в постановлении от 19.04.2016 по делу N А75-10735/2015 является, что: Материалами дела подтверждается, что участник закупки с порядковым номером 534493 (ООО "Ижевская медицина") в первой части заявки выразил согласие на поставку товара в соответствии с аукционной документацией Учреждения, а также согласился с требованием о гарантийных обязательствах, указанным заказчиком в аукционной документации в разделе "Общие требования к поставке товара, требования по объему гарантий качества, требования по сроку гарантий качества на результаты размещения заказа", а именно: гарантийный срок устанавливается в соответствии с заявкой участника и составляет 12 месяцев с даты подписания акта приемки-передачи товаров. Поставщик на период гарантийного срока оказывает весь комплекс бесплатных услуг: по гарантийному ремонту; устранение недостатков; транспортные услуги; по доставке оборудования до предприятий, осуществляющих ремонт, и обратно. В период гарантийного срока поставщик обязуется за свой счет производить гарантийный ремонт (т. 2 л. д. 56).
Таким образом, первая часть указанной заявки полностью соответствовала требованиям аукционной документации, оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, предусмотренных частью 4 статьи 67 Законом N 44-ФЗ, у Департамента не имелось, что свидетельствует о нарушении последним запрета, установленного частью 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, и обоснованности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Заявитель, запрос на разъяснение Заказчику на торговую электронную площадку, не осуществлял, Заявку на участие в конкурсе не подавал.
Ссылка участника на судебную практику является неосновательной, поскольку указанная судебная практика вынесена в отношении заявки, где заявка участника была отклонена в виду не указания гарантийного срока производителя. Вместе с тем, само наличие такой графы никак не нарушает прав участника, поскольку изначально, подавая заявку на участие в закупке, он соглашается с положениями документации, в.т.ч. срок. Указание - либо неуказание не имеет значения, однако судебная практика показывает, что отклонить заявку в случае неуказания данного параметра Заказчик права не имеет."
В соответствии п. 7 Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Искра необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 июня 2021 г. N ТО002/06/105-1132/2021 (ключевые темы: участники закупок - энергетическая эффективность - открытый конкурс - конкурсная документация - энергосбережение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021