Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей:
от Заказчика - ГКУ "Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге":
от Заявителя - ООО "Навигатор-Т":
с участием заинтересованного лица:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6334 от 03.06.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку фильтрующих самоспасателей.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 110 300,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования, влекущего ограничение количества участников закупки, а именно: "Корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла". Заявитель полагает, что данное требование является необъективным и установлено исключительно с целью приобретения Заказчиком определенного товара и созданию преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.
Заявитель указывает, что материал корпуса фильтра не влияет на потребительские свойства конечного изделия и не является показателем, характеризующим свойства самоспасателя, как фильтрующего средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Заявитель также полагает, что установление Заказчиком требования к работоспособности самоспасателя при механическом воздействии на него в зависимости от материала корпуса его фильтра, направлено на ограничение конкуренции и созданию преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.
Представитель Заказчика пояснил, что при формировании технических требований Заказчиком, применение металла в качестве материала корпуса фильтра самоспасателя, обусловлено тем что, металл гарантированно обеспечивает устойчивость к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включено обоснование данного требования, а именно: металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра (образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала), что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки.
Наличие вмятин на корпусе фильтра самоспасателя позволяет однозначно установить наличие повреждений составляющих фильтра: противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя, возникших при хранении или транспортировке продукции, следовательно, принять решение о применении другого (запасного) самоспасателя после извлечения его из упаковки. В случае с пластиковыми (полимерными) корпусами, которые применяются некоторыми производителями (в их числе ООО "Павигатор-Т"), повреждения противоаэрозольпого элемента и/или поглощающего слоя не могут быть визуально определены, так как пластиковый корпус обладает свойством обратимой деформации, т. е. при механических воздействиях на корпус он сохраняет свою целостность, при этом противоаэрозольный элемент и/или поглощающий слой повреждаются (деформируются), что снижает эффективность самоспасателя или полностью выводит его из строя. Отсутствие возможности визуального определения повреждений противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя может привести к использованию в условиях чрезвычайной ситуации непригодного самоспасателя и, как следствие, причинению вреда здоровью пользователя путем отравления опасными химическими веществами.
Представитель Заказчика пояснил, что из содержания описания объекта закупки следует какие цели преследует Заказчик, устанавливая требование в отношении материала изготовления корпуса фильтра самоспасателя, а именно возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра, что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки.
Кроме того, применение металла в качестве материала корпуса фильтра самоспасателя гарантированно обеспечивает устойчивость к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях чрезвычайных ситуаций. Тогда как, применение пластика (полимерного материала), в частности наиболее распространенного для изготовления фильтров АБС-пластика, не обеспечивает гарантированную защиту при длительном воздействии открытого пламени в силу того, что данный материал имеет теплостойкость, в зависимости от марки, в пределах от 80 до 200°С (журнал "Полимерные материалы", см. приложение), тогда как температура открытого пламени достигает 800°С. При длительном воздействие температуры открытого пламени пластик подвержен разрушению, что приводит к потере защитных свойств самоспасателя и ставит под угрозу здоровье и жизнь пользователя. Нормы ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара" (далее - ГОСТ Р 53261-2009), приложенные Заявителем к жалобе, рассчитаны лишь на кратковременное воздействие на самоспасатель высоких температур (в условиях лабораторных испытаний).
Согласно пункту 4.4.9 ГОСТ Р 53261-2009 материалы, применяемые для изготовления самоспасателя и непосредственно соприкасающиеся с кожей пользователя и вдыхаемым воздухом, не должны оказывать раздражающего или иного вредного влияния на человека. Эти материалы должны иметь санитарно- эпидемиологическое заключение на применение.
В пункте 5.3 указано, что материалы, применяемые для изготовления самоспасателей, не должны при хранении выделять в атмосферу вредные вещества в концентрациях, превышающих их предельно допустимые значения. ГОСТ Р 53261-2009 и Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011) не устанавливают запрет па применение металла в качестве материала изготовления корпуса фильтрате целью улучшения защитных и эксплуатационных свойств изделия. Таким образом, установленное требование нельзя считать противоречащим ГОСТ Р 53261-2009 и ТР ТС.019/2011.
Также представитель Заказчика указал, что Заявитель, равно как другие участники закупки, не ограничены в выборе контрагентов (в том числе из ряда изготовителей товара), у которых он может приобрести самоспасатели с фильтрами в металлических корпусах. Установленное требование в равной степени распространяются на всех участников закупки, ввиду чего любое лицо обладает возможностью приобрести и поставить самоспасатели с требуемым параметром корпуса фильтра.
Представитель Заказчика отметил, что сспариваемому требованию соответствуют, как минимум три модели самоспасателей, представленные на рынке:
1. Фильтрующий самоспасатель "Газодымозащитный комплект ГДЗК-ЕМ".
2. Фильтрующий самоспасатель высокой эффективности "Газодымозащитный комплект Зевс 30У" (прежнее наименование "ГДЗК-У").
3. Фильтрующий самоспасатель Drager РАКАТ 7500. Самоспасатель Drager РАКАТ 7500 (модели 7520 и 7530) производства Drager Safety (ООО "Драгер").
Участники закупки, равно как Заявитель, могут приобрести самоспасатели любой модели.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе, при этом доказательств ограничений для участников закупки в материалы дела Заявителем не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 июня 2021 г. N 047/06/64-1226/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2021