Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГУП "КЖД" (далее - Заказчик) - Бирюкова Е.И.(по доверенности),
- ООО "БАРС" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимого имущества с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "КЖД"" (извещение N0575400000121000179) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены прилагаемые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Подпунктом "а" пункта 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть качество товаров (качество работ, качество услуг).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с разделом Приложением N1 к Информационной карте по нестоимостному критерию оценки "Качество работ" установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:
"максимальное количество баллов (100 баллов) по показателю.
0 баллов - присваивается заявке, если она не содержит предложений по повышению эффективности выполняемых работ, а также в случае, если в заявке будут содержаться необоснованные предложения (предложения, не влияющие на повышение эффективности выполняемых работ).
50 баллов - присваивается в случае, если заявка содержит описание предложения по повышению эффективности выполняемых работ, однако сроки выполнения работы или отдельных этапов работ учтены не полностью или организационно-технические предложения и методология выполнения работ не представлены.
100 баллов - присваивается заявке в случае, если описание предложения о качестве выполняемых работ, содержащей наибольшее количество обоснованных предложений по повышению эффективности выполняемых работ по сравнению с другими конкурсными заявками, содержит предложения о сокращении сроков выполнения работы или отдельных этапов работы, предложения об используемых материальных ресурсах, принадлежащих участникам закупки на праве собственности или находящиеся в аренде, предложения о привлечении по выполняемым работам кадровых ресурсов (их квалификация, опыт, навыки), находящихся в штате участника закупки или привлекаемых на основе гражданско-правовых трудовых договоров, предложения о методологии выполняемых работ, иные предложения, которые будут реализованы в целях повышения эффективности выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 26 постановления Правительства Российской федерации от 28.11.2013 г. N 1085 количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке по указанному показателю.
Предложения участника закупки по повышению эффективности выполняемых работ могут содержать:
- предложения о сокращении сроков выполнения работы или отдельных этапов работы;
- предложения об используемых материальных ресурсах, принадлежащих участникам закупки на праве собственности или находящихся в аренде;
- предложения о привлечении к выполняемым работам кадровых ресурсов (как квалификация, опыт, навыки), находящихся в штате участника закупки или привлекаемых в основе гражданско-правовых трудовых договоров (ИП в данном разделе указывает свою квалификацию, опыт, навык);
- предложения о методологии выполняемых работ;
- иные предложения, которые будут реализованы в целях повышения эффективного выполнения работ.
Под повышением эффективности выполняемых работ заказчиком понимается сокращение сроков выполнения работ и повышение качества результатов работ. Указанные в заявке участника закупки предложения должны содержать только достоверную информацию.
В рамках показателя "Качество работ" оценивается соответствие описания участником закупки выполняемых работ, их качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям, которые изложены в конкурсной документации, в том числе:
- наличие в заявке участника конкурса развернутого описания предстоящей работы, описание проектируемого объекта, применяемые методы и способы выполнения работ по объекту, планируемый результат. Максимальное значение показателя 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по предусмотренным показателям определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Окончательный рейтинг заявки складывается из суммы рейтингов стоимостного и нестоимостного критериев оценки заявок участников закупки".
Комиссия, изучив нестоимостной критерий оценки "Качество работ", приходит к выводу, что такой критерий является полностью субъективным, поскольку в документации дана шкала оценки по данному показателю, которая содержит такие оценочные критерии как "обоснованные предложения по повышению эффективности выполняемых работ", "необоснованные предложения (предложения, не влияющие на повышение эффективности выполняемых работ)",
однако нигде не указано, как Заказчик будет определять обоснованность или необоснованность предложений, из чего следует, что комиссия Заказчика сможет по своему усмотрению присуждать баллы при оценивании заявок участников.
Комиссия также отмечает, что установленный критерий "Качество работ" в редакции, установленной заказчиком никак не может фактически повлиять на фактическое качество выполненных работ. Заказчик прописал документацию так, что оценивается не качество работ, а некие предложения по его качеству.
По сути, сами по себе предложения или описание технологии работ (т.е. оцениваемый критерий) не относятся ни к качеству, ни к функциональным, потребительским свойствам предоставляемой услуги. Из смысла норм Постановления Правительства РФ N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления приходит к выводу о том, оцениваться может только критерий "качество", т.е. фактический итоговый продукт (работа), а не предложения по качеству. Качественные характеристики объекта закупки, в данном случае выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимого имущества с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "КЖД", не подразумевают того, что предложения по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по повышению эффективности выполняемых работ могут каким-либо образом влиять на итоговый результат. К реальному качеству это никак не относится.
Таким образом, разработанный таким образом порядок оценки не дает возможность участникам Закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение по подкритерию "качество выполнения работ" в аспекте получения по нему объективно предсказуемого количества баллов. Установление критерия подобным образом может повлечь присвоение баллов в произвольном порядке, исходя из субъективной оценки членов конкурсной комиссии Заказчика, следствием чего может явиться неверное определение исполнителя по контракту и привести к неэффективности осуществленной Закупки.
Установленный показатель не обеспечивает выбор наиболее квалифицированного исполнителя требуемых работ и не позволяют выявить лучшее условие выполнения контракта, Заказчик нарушил требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 15 июня 2021 г. N 082/06/106-1026/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021