Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственной бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Смена" (далее - Заказчик) - представители по доверенности,
- ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Проведение мероприятий по развитию антитеррористической защиты путем приведения в соответствие периметра (ограждения) ГБУ РК "СДДР "Смена" " (извещение N0375200027821000031) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно жалобе Заявителя:
"В п. 1.1 Информационной карты Заказчиком установлено требование о предоставлении в первой части заявки конкретных показателей товаров в отношении тех позиций, требования к которым предусмотрены в описании объекта закупки.
В свою очередь анализ Технического задания Заказчика позволяет сделать вывод о том, что последним предъявлены требования к таким позициям как "столб ограждения", "секции для сварной сетки", "кнопка включения", "хомут", "труба гофрированная", "Дюбель-гвоздь" и прочим.
Вместе с тем, приведенные выше позиции используются при выполнении работ и не подлежат отдельной приемке.
_
Необходимо также отметить, что объектом закупки выступает "проведение мероприятий о развитию антитеррористической защиты путем приведения в соответствие периметра (ограждения) ГБУ РК "СДДР "Смена".
Заказчик предусматривает ОКПД 2 43.29.12.110 Работы по установке оград, заборов, защитных перильных и аналогичных ограждений.
_
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование к предоставлению конкретных показателей товаров".
Пунктом 1 раздела II.III. "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" документации о Закупке установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
"Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала) (далее - конкретные показатели) в соответствии с обозначениями, установленными в разделе описания объекта закупки в части "характеристики товара, требующие предоставления конкретных показателей". Все иные требования участник подтверждает путем предоставления согласия участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе находиться в Разделе VI настоящей документации".
В соответствии с инструкцией по заполнению первых частей заявок:
"При указании участником аукциона в первой части заявки конкретных показателей, не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен", "может быть" и их производными, а так же не должны сопровождаться словами "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "более", "менее", "не ранее", "или", "" и т.п., то есть должны быть конкретными, за исключением случаев, когда в официальных документах (инструкция на товар, ГОСТ и т.п.) показатели установлены не конкретными.
В случае установления в Техническом задании (Наименование и описание объекта закупки) (Раздел 2) значения показателя в виде числа, либо такого числа, сопровождающегося словами "более", "менее", "не более", "не менее", "не ниже", "не выше", (предельное значение показателя), участник аукциона указывает конкретное числовое значение показателя (конкретный показатель).
Если значение показателя установлено в виде нескольких значений, перечисленных через запятую, сопровождающихся союзом "и", сопровождающихся "/" (слэш), то значение показателя указывается участником в виде всех перечисленных через запятую, сопровождающихся союзом "и", сопровождающихся "/" (слэш) значений показателя.
Если значение показателя установлено в виде нескольких значений, сопровождающихся союзом "или", значение показателя указывается участником в виде одного из значений показателя.
В случае присутствия в Техническом задании (Наименование и описание объекта закупки) (Раздел 2) значения показателя "наличие" или "отсутствие", участник аукциона указывает "наличие" или "отсутствие".
В случае присутствия в Техническом задании (Наименование и описание объекта закупки) (Раздел 2) значения показателя в виде словесного описания, участник аукциона указывает конкретное словесное описание значения показателя, без использования слов "может", "должен (а)", "не может", "не должен (а) "или" и т.п.
Если значение показателя установлено в виде нескольких словесных описаний, сопровождающихся союзом "или", значение показателя указывается участником в виде одного из словесных описаний значения показателя.
При установленном в Техническом задании (Наименование и описание объекта закупки) (Раздел 2) значения показателя в виде допустимого диапазона значений, сопровождающегося словами "до", "от... до_", "", участник аукциона указывает конкретное числовое значение показателя в пределах указанного диапазона, либо диапазон значений, соответствующий установленным Заказчиком минимальным и максимальным пределам значений показателя.
Применение союза "и (или)" означает возможность поставки товара как одновременно со всеми указанными показателями, так и поставку товара только с одним из показателей. В данном случае Участник аукциона может указать все конкретные показатели или от одного до всех перечисленных показателей.
Все характеристики объекта закупки, указанные в Техническом задании (Наименование и описание объекта закупки) (Раздел 2), обязательны для предоставления в первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом Закупки является: "Проведение мероприятий по развитию антитеррористической защиты путем приведения в соответствие периметра (ограждения) ГБУ РК "СДДР "Смена"".
Пунктом 8 раздела IV. "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)" документации о Закупке установлены качественные и количественные характеристики поставляемого товара. В соответствии с данным пунктом участнику Закупки необходимо, в том числе, указать конкретные показатели материалов, которые будут использованы при оказании услуг по Закупке. Так, например, Заказчиком установлены требования к кнопкам включения, реле времени, кронштейнам, трубам, кабелю освещения, скобам крепления, хомуту, наконечникам-гильзам, клеммам, коробкам распределительным, дюбель-гвоздям и т.д.
Вместе с тем, в соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20:
"С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что в рамках рассматриваемой Закупки по проведению мероприятий по развитию антитеррористической, установлены требования к таким товарам, как кнопки включения, реле времени, кронштейн, труба, кабель освещения, скобы крепления, хомут, наконечники-гильзы, клеммы, коробки распределительные, дюбель-гвозди и т.д., которые в данном случае не поставляются, а используются при оказании услуги. При этом, Заказчик требует предоставить конкретные показатели данных товаров в составе первой части заявки. Вместе с тем, статья 66 Закона о контрактной системе не позволяет Заказчику устанавливать требования к расходным материалам.
Таким образом, Комиссией Крымского УФАС России установлено нарушение Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 июня 2021 г. N 082/06/106-1062/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021