Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Дорстрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - Заказчик), конкурсной комиссии Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Реконструкция государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница". Строительство Областного детского хирургического центра инновационных технологий на 280 коек (1 этап строительства)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0158200001821000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии, Заказчика:
1) Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
2) Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки участников с идентификационными номерами "2" (ООО "ЮСК"), "3" (АО "ГК "ЕКС") по Показателю Критерия.
Представители Заказчика на заседании комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии, Заказчика 10.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 15.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 293 622 510 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.05.2021;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
6) победителем Конкурса признано ООО "ЮСК" (далее - Победитель) с предложением о цене государственного контракта в размере 7 255 695 672,95 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 27.05.2021. Вместе с тем жалоба направлена Заявителем в ФАС России 07.06.2021, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
На основании изложенного, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе указанный довод Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
2. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки участников с идентификационными номерами "2" (ООО "ЮСК"), "3" (АО "ГК "ЕКС") по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относится контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида.
Согласно Конкурсной документации Критерий содержит Показатель, в рамках которого установлен следующий порядок оценки: "Оценка заявок осуществляется по количеству исполненных участником закупки контрактов (договоров), соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К такому виду контракта относится контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
При оценке учитывается опыт выполнения работ по контрактам (договорам), исполненным участником как генеральным подрядчиком, которые заключены в соответствии с Законом о контрактной системе и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
1.1. Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки участника закупки с идентификационным номером "3" (АО "ГК "ЕКС").
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.06.2021 N ПРОII1 (далее - Протокол) участнику закупки с идентификационными номером "3" (АО "ГК "ЕКС") по Показателю Критерия присвоено 31,53 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что участником закупки с идентификационными номером "3" (АО "ГК "ЕКС") в составе заявки на участие в Конкурсе представлено 176 контрактов/договоров, которые удовлетворяют требованиям порядка оценки заявок участников закупки, установленного Конкурсной документацией, в связи с чем участнику закупки с идентификационными номером "3" (АО "ГК "ЕКС") Конкурсной комиссией присвоено 31,53 баллов.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки участника закупки с идентификационными номером "3" (АО "ГК "ЕКС").
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Победителя.
Согласно Протоколу Победителю по Показателю Критерия присвоено 40 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлено 222 контракта/договора, которые удовлетворяют требованиям порядка оценки заявок участников закупки, установленного Конкурсной документацией, в связи с чем Победителю присвоено 40 баллов.
На заседании Комиссии установлено, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлены контракты (договоры) от 29.04.2021 N СП-1, от 28.04.2021 N 1, от 29.04.2021 N 48/3-С, от 28.04.2021 N 44, от 28.04.2021 N 77-С, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках на выполнение работ по капитальному ремонту электроосвещения помещений санузлов (перечень примеров, указанных в решении, не является исчерпывающим) (далее - Контракты).
При этом в рамках исполнения вышеуказанных контрактов (договоров) выполнялись работы по монтажу "Извещателя ПС автоматический: дымовой, фотоэлектрический, радиоизотопный, световой в нормальном исполнении", датчиков движения, демонтаж и электромонтажные работы светильников потолочных или настенных.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или)восстановление указанных элементов.
Согласно ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-2021-775922 культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, замена светильников, замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной сигнализации являются работами по текущему ремонту.
Комиссия приходит к выводу, что в рамках исполнения вышеуказанных контрактов выполнялись работы по текущему ремонту. Таким образом, учитывание при оценке заявок указанных контрактов не соответствует Правилам, а также требованиям, предъявляемым к предоставляемым участниками закупки документам в целях присвоения баллов по Показателю Критерия.
Учитывая изложенное, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дорстрой" обоснованной в части довода, указанного в пункте 1.2 мотивировочной части решения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя указанный в пункте 1 мотивировочной части решения оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 15.06.2021 по делу N 21/44/105/933, предписание по данному делу не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 15.06.2021 по делу N 21/44/105/933, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2021 г. N 21/44/105/934
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021