Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Дока-инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" (далее - Заказчик), конкурсной комиссией ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" (далее - Конкурсная комиссия), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях Черновского водохранилища на р. Черновка Волжский район Самарской области (номер извещения единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0342100002521000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно вернувшего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 10.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.06.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 750 018 рублей;
3) источник финансирования - целевые субсидии из федерального бюджета в целях проведения работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениям;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.05.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
8) в результате рассмотрения вторых частей, заявки 2 участников признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано ООО "Гиперион" с предложением о цене контракта в размере 1 750 018 рублей.
Согласно доводу Заявителя Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с частью 20 статьи 44 настоящего Федерального закона и частью 11 статьи 54.4 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника открытого конкурса в электронной форме, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата. Возврат заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Согласно извещению о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.05.2021 в 09:00 (МСК).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 8 750, 09 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заявителем открыт специальный счет N 40702810003000095523 в ПАО "Промсвязьбанк" (далее - Банк).
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях представил сведения, согласно которым Оператором электронной площадки направлен запрос в Банк о необходимости заблокировать денежные средства Заявителя в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе. При этом от Банка поступил ответ о недостаточности денежных средств на счете Заявителя, в результате чего заявка Заявителя возвращена.
Вместе с тем на заседание Комиссии представитель Заявителя представил справку по специальному счету N 40702810003000095523, открытому в Банке, подтверждающую наличие по состоянию на дату окончания подачи заявок на специальном счете свободных для блокирования денежных средств в размере, достаточном для обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не представил сведений, свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки 28.05.2021 обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении электронных процедур путем взаимодействия с соответствующим банком в порядке, установленным в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, учитывая установленный частью 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки по иным основаниям, не предусмотренным частью 20 статьи 44, частью 11 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункту 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дока-инжиниринг" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 12 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.06.2021 по делу N 17/06/105-384/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2021 г. N 17/06/105-384/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021