Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Геосинтетика" (далее - Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по рекультивации земель, занятых городской свалкой несанкционированно размещенных отходов IV-V класса опасности в городе Малгобек, Республики Ингушетия" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0114500000821000281 (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено условие об оплате выполненных работ по государственному контракту;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлен неконкретный объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНКО);
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно не установлено условие об отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в случае устранения нарушения условий государственного контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена ответственность за неисполнение, а также ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 11.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 288 467 230 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет и республиканский бюджет Республики Ингушетия; КБК - 3260605142G152420244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 08.06.2021;
6) на участие в закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "Русстрой" с предложением о цене контракта в размере 1 288 467 230 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено условие об оплате выполненных работ по государственному контракту, поскольку оплата работ по государственному контракту производится только при наличии лимита финансирования государственного контракта в бюджете Республики Ингушетия.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии часть 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта Конкурсной документации содержит исчерпывающий перечень условий о порядке оплаты выполненных работ по государственному контракту.
В частности, согласно пункту 7.15 проекта государственного контракта Конкурсной документации государственный контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием - наличием лимита финансирования настоящего Контракта в бюджете Республики Ингушетия, поэтому в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата работ по контракту производится только при наличии лимита финансирования контракта в бюджете Республики Ингушетия.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчик не является распорядителем денежных средств, в связи с чем установление в порядке оплаты государственного контракта Конкурсной документации вышеуказанного положения не противоречит Закону о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные условия в проекте государственного контракта Конкурсной документации об оплате выполненных работ не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлен неконкретный объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Согласно пункта 1 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 5.1.34 проекта государственного контракта Конкурсной документации содержит неконкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО, а именно не менее 20% цены государственного контракта Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно не установлено положение, позволяющее Заказчику принять решение об отмене, не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае устранения нарушения условий государственного контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в государственный контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Пунктом 11.3 государственного контракта Конкурсной документации установлены положения, предусматривающие право заказчика принять решение об одностороннем расторжении государственного контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика устанавливать в государственном контракте условие о возможности отмены, не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае устранения нарушения условий государственного контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку обязанность по отмене указанного решения возложена на заказчика в силу Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта Конкурсной документации условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Комиссия, изучив проект государственного контракта Конкурсной документации, приходит к выводу, что установленные в проекте государственного контракта Конкурсной документации размеры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) не противоречат Постановлению N 1042 и Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Геосинтетика" обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом неконкретного объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.06.2021 по делу N 17/06/105-415/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 июня 2021 г. N 17/06/105-415/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021