Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.06.2021 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
рассмотрев жалобу ООО "Медсервис" на положения документации об электронном аукционе N386 на поставку специализированного продукта для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь для социального обеспечения граждан (реестровый номер 0146200000921000165) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 07.06.2021 поступила жалоба ООО "Медсервис" (далее- заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик- управление здравоохранения Липецкой области (далее- заказчик)).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
Как следует из доводов представителя заявителя, которые также содержатся в поданной заявителем жалобе, заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к описанию объекта закупки, под которое подходит только продукт энтерального питания Нутризон Эдванст Нутридринк сухая смесь (Нутриция, Нидерланды), что нарушает ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Представитель заказчика с данными доводами не согласен, считает жалобу необоснованной, представил письменные возражения на жалобу.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителей сторон, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 08.06.2021 N312, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе N386 на поставку специализированного продукта для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь для социального обеспечения граждан и извещение (реестровый номер 0146200000921000165), с учетом внесенных изменений, размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее- ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 622 368,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 25.05.2021 17:42,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.06.2021 09:00,
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 09.06.2021,
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 10.06.2021 09:15.
Из ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в силу ст.3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
А согласно положений п.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из анализа вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Кроме того, следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Объектом электронного аукциона является поставка специализированного продукта для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь для социального обеспечения граждан.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что описание объекта закупки приведено в п.4 документации об электронном аукционе.
Так, данное описание содержит сведения о товаре, подлежащем к поставке, а также требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам данного товара.
Следует отметить, что при описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
При этом установлено, что требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара установлены заказчиком в виде максимальных и минимальных значений показателей, т.е. неконкретно.
Так, оспариваемые заявителем позиции описания объекта закупки содержат следующие требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам товара: "Краткое описание объекта закупки: Специализированный продукт для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь для энтерального питания детей старше одного года и взрослых при недостаточности питания; для питания при подготовке к операции и послеоперационный период; для питания в критических состояниях: ожоги, сепсис, множественная травма, для питания при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (ЖКТ): лучевые энтериты, химиотерапия, холецистит, панкреатит, фистулы; для питания пациентов с муковисцидозом, целиакией; для питания при частичных механических препятствиях прохождению пищи: опухоли и травмы головы и шеи, нарушении глотания и жевания, стриктуры и частичные обструкции различных отделов ЖКТ; для питания при состояниях, связанных с потерей аппетита и/или отказом от приема пищи: онкологические заболевания, неврологические заболевания, психические расстройства, болезни печени, сердечно-легочная недостаточность, СПИД, стресс, нарушения чувствительности, упаковка не менее 322 г. Состав: сироп глюкозы, казеинат (из коровьего молока), растительные масла (пальмовое, кокосовое, рапсовое, подсолнечное, среднецепочечные триглицериды (пальмовое)), калия цитрат, эмульгатор (соевый лецитин), натрия цитрат, хлорид натрия, дикалия гидрофосфат, хлорид магния, хлорид холина, карбонат кальция, гидрофосфат магния, кальция фосфат, натрия L-аскорбат, мальтодекстрин, ароматизатор (ванилин), железа сульфат, L-аскорбиновая кислота, цинка сульфат, никотинамид, DL-aльфа-токоферола ацетат, сульфат меди, сульфат марганца, D-пантотенат кальция, гидрохлорид тиамина, фторид натрия, DL-альфа-токоферол, гидрохлорид пиридоксина, ретинола пальмитат, рибофлавин, сахароза, птероилмоноглютаминовая кислота, холекальциферол, хлорид хрома, молибдат натрия, каротиноиды (содержат сою) (бета-каротин, лютеин, ликопин олеорезин из томатов), йодид калия, селенит натрия, D-биотин, фитоменадион, цианокобаламин. Содержание на 100 г. сухой смеси: белка - 18,0 - 18,5 г; жира - 18,0 - 18,5 г, из которых насыщенного - не более 8,5 г; углеводов - 56 - 57 г: из которых - сахара - не более 8,7 г, лактозы - не более 0,14 г; пищевые волокна - 0 г.".
Согласно пояснений представителя заказчика, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей, которые были обоснованы им на заседании Комиссии Липецкого УФАС России при рассмотрении жалобы заявителя.
При этом, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, при описании товара заказчик вправе определить требования к характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, также не вправе определять и государственные нужды.
Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Липецкое УФАС России не представлено.
Более того, следует отметить, статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, из смысла вышеприведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.
Однако, на заседание Комиссии антимонопольного органа каких-либо документов, подтверждающих факт того, что требования к характеристикам товара, указанные заказчиком в описании объекта закупки, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке, заявителем представлено не было.
Более того, доказательств, что оспариваемые заявителем положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, не соответствуют требованиям статьи 33, статьи 8 Закона о контрактной системе, не позволяют участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, препятствуют каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, а также доказательства, позволяющие Комиссии Липецкого УФАС России прийти к однозначному мнению об обоснованности доводов жалобы, в Липецком УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, относительно довода заявителя о взаимозаменяемости смесей, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, в связи с тем, что взаимозаменяемость, в силу положений ст.27.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", осуществляется исключительно в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения, но не в отношении специализированных продуктов для диетического лечебного питания, являющихся предметом рассматриваемой закупки.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является необоснованной.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медсервис" на положения документации об электронном аукционе N386 на поставку специализированного продукта для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь для социального обеспечения граждан (реестровый номер 0146200000921000165) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 15 июня 2021 г. N 048/06/105-827/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2021