Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 21.06.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБОУ "СШ N24 г. Ельца" по адресу: г. Елец, ул. Гагарина, 20А (реестровый номер 0346300071521000007) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 10.06.2021 поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик - МКУ "Управление капитального строительства" г.Ельца (далее - заказчик)).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
В жалобе заявителя указано, что заказчик при проведении электронного аукциона допустил ряд нарушений Закона о контрактной системе, а именно:
1) нарушил сроки проведения электронного аукциона,
2) в извещении и проекте контракта содержатся различные идентификационные коды закупки,
3) в проекте контракта содержится условие, нарушающее требование ст.95 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, считает ее необоснованной, представил письменные возражения.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителя заказчика, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России от 15.06.2021 N319, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе и извещение размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБОУ "СШ N24 г. Ельца" по адресу: г. Елец, ул. Гагарина, 20А.
Начальная (максимальная) цена контракта 16 367 777,16 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 03.06.2021 16:37,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 11.06.2021 09:00,
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 11.06.2021,
Дата проведения аукциона в электронной форме - 15.06.2021 11:52.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик нарушил сроки проведения электронного аукциона, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе должна содержаться дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.
Исходя из объекта электронного аукциона, описание объекта электронного аукциона должно быть приведено в сметной документации на основании п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Так, согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 12.2 данной статьи установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
При рассмотрении жалобы установлено, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в составе документации об электронном аукционе заказчиком размещена сметная документация, которая в соответствии с ч.1 ст.48 ГрК РФ является разделом проектной документации, что соответствует требованиям п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Между тем, ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
При этом, электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что поскольку объектом закупки является проведение капитального ремонта фасада здания, электронный аукцион должен проводиться через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Вместе с тем, заказчиком установлена дата и время окончания подачи заявок - 11.06.2021 09:00, а дата проведения электронного аукциона - 15.06.2021.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущено нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного, заказчиком не представлено.
Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что данное нарушение не повлияло на результат закупки.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик в извещении и проекте контракта установил различные идентификационные коды закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В силу ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона. При этом, согласно п.3 ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация: идентификационный код закупки.
Следовательно, документация об электронном аукционе должна содержать идентификационный код закупки.
Кроме того, согласно ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе, идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом, в соответствии с ч.2 ст.23 Закона о контрактной системе, идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в ч.1 настоящей статьи.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, документация об электронном аукционе, а также проект контракта, являющийся приложением к ней, содержат идентификационный код закупки - 213482100728248210100100720004399243.
Аналогичный идентификационный код закупки содержится в плане-графике закупок товаров, работ услуг заказчика.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, извещение о проведении электронного аукциона, размещенное в ЕИС и сформированное средствами официального сайта, содержит иной идентификационный код закупки - 213482100728248210100100720014399243.
Следовательно, идентификационный код закупки, указанный в документации об электронном аукционе и проекте контракта, являющимся приложением к ней, не соответствует идентификационному коду закупки, содержащемуся в указанном выше извещении о проведении электронного аукциона, что не соответствует требованиям ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе и нарушает ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в проекте контракта содержится условие, нарушающее требование ст.95 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в строго определенных случаях.
В разделе 12 "Обстоятельства непреодолимой силы" проекта контракта (приложение N2 к документации об электронном аукционе) предусмотрено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые они не смогли предвидеть или предотвратить разумными мерами. При этом срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы (п.12.2. проекта контракта).
Кроме того, п.12.3-12.4 проекта контракта предусмотрено следующее: "Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Контракту, обязана немедленно известить по факсу и (или) по электронной почте, а также не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты их наступления или прекращения письменно известить другую Сторону о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств. Несвоевременное извещение об обстоятельствах непреодолимой силы лишает другую Сторону права ссылаться на них в будущем. Если обстоятельства непреодолимой силы, действуя на протяжении одного месяца, не обнаруживают признаков прекращения, то действия Сторон в отношении настоящего Контракта должны определяться Сторонами по взаимной договоренности".
Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
При этом, согласно ч.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
А в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
В ходе анализа вышеуказанных положений проекта контракта установлено, что они не изменяют сроки исполнения обязательств, а уточняют порядок действий сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, что предусмотрено положениями гражданского законодательства.
Более того, заявитель на рассмотрение жалобы не явился, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России не представил доказательств, подтверждающих факт того, что обжалуемые действия заказчика нарушают его право на подачу заявки на участие в электронном аукционе.
Установленные нарушения ст.64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБОУ "СШ N24 г. Ельца" по адресу: г. Елец, ул. Гагарина, 20А (реестровый номер 0346300071521000007) обоснованной в части доводов 1, 2.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 17 июня 2021 г. N 048/06/105-881/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021