Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
при участие в режиме видеоконференцсвязи представителей Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - Заказчик) <_>(доверенность от 06.04.2021 N 21), <_> (доверенность от 11.01.2021 N 1), <_> (доверенность от 21.06.2021 N 34), в отсутствие представителей ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ"
(далее - Заявитель) уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" (вх. от 17.06.2021 N 3962), на положения документации при проведении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году", с реестровым номером - 0302100013521000115 (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
у с т а н о в и л а:
Из жалобы ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" следует, что положения конкурсной документаций противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в части установления требования о том, что оценке подлежат контракты, договоры, заключенные в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Установленные требования критерия оценки не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок, а также не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта.
Просит признать жалобу обоснованной и обязать Заказчика внести изменения в документацию.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения согласно которым считает, что конкурсная документация разработана в соответствии с действующим законодательством и потребностью Заказчика.
Выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами, протезно-ортопедическими изделиями имеет социально значимый характер. Исходя из этого, а также с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств Заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение работ по обеспечению протезами будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки.
Кроме того, указывает, что предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, и направлены прежде всего на определение в качестве победителя конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по изготовлению протезов.
Согласно Закону о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет необходимость в установлении критериев для размещаемых им закупок в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что соответствует требованиям Правил оценки заявок и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Требование к участнику конкурса о наличии у него опыта в выполнении работ по обеспечению инвалидов протезами в рамках государственных и муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе является правомерным, поскольку информация о таких контрактах размещена в единой информационной системе в сфере закупок и позволяет своевременно в ходе рассмотрения заявок на участие в конкурсе проверить достоверность данных сведений.
Просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
11.06.2021 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Конкурса (номер извещения - 0302100013521000115) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта - 206 720,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 06.07.2021.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе III. "Порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев" установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Стоимостный критерий оценки
1. Цена государственного контракта
Предложение участников закупки в отношении цены государственного контракта
Нестоимостные критерии оценки
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
В пунктах 2.1.1 и 2.1.2 Критериев оценки заявок заказчиком установлено, что в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" устанавливаются следующие показатели, раскрывающие содержание данного критерия:
2.1.1. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема.
Оценка показателя (баллы): 100 баллов
Коэффициент значимости показателя: 0,40
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению протезов верхних конечностей сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполняемых работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей) исчисляемый в количестве предоставленных протезов верхних конечностей Получателям в рамках контрактов заключенных за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника (а именно исполненных участником в полном объеме, без применения неустойки (штрафы, пени)). При этом количество поставленных протезов верхних конечностей (в штуках) в каждом контракте должно быть не менее 16 штук.
2.1.2. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема.
Оценка показателя (баллы): 100 баллов
Коэффициент значимости показателя: 0,60
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по изготовлению протезов верхних конечностей сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполняемых работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей) исчисляемый в рублях по контрактам заключенным за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника (а именно исполненных участником в полном объеме, без применения неустойки (штрафы, пени)). При этом объем выполняемых работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей) исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 206 720,00 руб.
Постановлением N 1085 установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с и. 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п. 11 настоящих Правил.
В этой связи заказчиком установлены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, в конкурсной документации указано предельно необходимое минимальное и максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Вместе с тем, ни в Законе о контрактной системе, ни в правилах Постановления N 1085 не установлены ограничения заказчиков в части степени детализации критериев оценки заявок на участие в закупке, в связи с чем, для оценки опыта участника закупки заказчик вправе учитывать любую, но только связанную и сопоставимую с предметом контракта деятельность участника, отвечающую интересам наиболее эффективного и успешного выполнения работ, учитывая при этом, что данное условие не должно нарушать положения Закона о контрактной системе. При этом законодательство не ограничивает заказчика устанавливать требования к участнику закупки по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в виде предоставления государственного и муниципального контракта, не требуя от участника представления контракта, в котором указан конкретный муниципальный и (или) государственный заказчик.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доводы Заявителя об ограничении количества участников закупки установленным Заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу.
При таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заявитель на заседание комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 23 июня 2021 г. N 003/06/54.3-621/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021