Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
К.Р. Джаникян,
рассмотрев дело N 061/06/67/1052/2021 по жалобе ООО "СБ - Сервис" о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0118100006221000036 "Поставка с установкой систем видеонаблюдения в зданиях судов Краснодарского края" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференц связи в присутствии представителя Заказчика - Сокола И.И. (доверенность от 15.06.2021) в присутствии представителя Заявителя - Коровко В.В. (доверенность от 16.06.2021),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "СБ - Сервис" о признаках нарушения комиссией Заказчика положений Закона о контрактной системе в сфере закупок при проведении данного аукциона.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0118100006221000036 от 20.05.2021:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 14 809 450,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 03.06.2021.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N0118100006221000036 -1 от 04.06.2021 года:
- на участие в электронном аукционе подано 5 заявок. Участнику закупки, подавшему заявку N3 (Заявитель) отказано в допуске к участию в аукционе.
В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, заявка, поданная ООО "СБ - Сервис" на участие в электронном аукционе, признана аукционной комиссией Заказчика не соответствующей аукционной документации, а именно: "в заявке N 3 в пункте "Модуль вентиляторный потолочный, ЦМО Беларусь" по показателю "назначение" указан показатель Используется в настенных или напольных телекоммуникационных шкафах, имеет пониженный уровень шума. Состоит из двух встроенных вентиляторов. Модуль подключается к системе питания шкафа силовым кабелем, без промежуточного выключателя, что обеспечивает постоянную вентиляцию установленного оборудования, требовалось указать контренный показатель".
В соответствии с п. 8 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки" Заказчиком указано следующее: "Участник в составе заявки указывает требуемую информацию и характеристики в отношении товара, работы, услуги указанных в техническом задании. Представляемая информация должна позволять достоверно определить характеристики поставляемых и используемых при выполнении работ или оказании услуг товаров в полном объеме, из которых возможно точно установить предмет заключаемого контракта.
В случае, если конкретные показатели товара будут сопровождаться словами "не более", "более", "не менее", "менее", "меньше", "должен", "не ниже", "должен быть", "или", "от", "до", примерно", "приблизительно", "ориентировочно", "предположительно" и др. по смыслу выражениями, а также математическими символами (знаками) ">", "","<", "
", "||", "
", "
",и др. по смыслу, которые не позволят конкретизировать значения товаров такие заявки участников будут отклонены как несоответствующие требованиям документации, как содержащие неконкретные значения показателей товара.
В том случае если участник закупки не имеет возможности указать конкретное значение показателя, так как согласно данным производителя характеристика товара не имеет точного (конкретного) значения, то участником закупки в составе первой части заявки в отношении значения такого показателя указывается: "согласно данным производителя" или иная формулировка, из которой аукционная комиссия может сделать соответствующий вывод об отсутствии у производителя конкретного значения данного показателя".
Таким образом, в своей заявке, Заявителем не указаны конкретные показатели по характеристике товара: "модуль вентиляторный потолочный, ЦМО Беларусь, используется в настенных или напольных коммуникационных шкафах", которые не позволяет определить какое именно значение предложено участником.
Исходя из вышеуказанного, аукционная комиссия Заказчика, признавшая заявку участника ООО "СБ - Сервис" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, действовала в рамках Закона.
Таким образом, жалоба Заявителя является необоснованной.
В соответствии со ст. 14 Закона Частью 3 ст.14 Закона установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.
В соответствии со ст.14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
Согласно разделу N2 "Описание объекта закупки" к документации об аукционе, Заказчиком производится закупка оборудования с программным обеспечением, в том числе Microsoft Windows 10.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств-членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения за исключением ряда случаев, указанных в пп.а-б п.1 приведенного нормативного правового акта.
Комиссия обращает внимание, что вне зависимости от объекта закупки, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Данное требование обусловлено государственной политикой, направленной на обеспечение информационной безопасности при функционировании государственных органов.
Аналогичная позиция изложена Арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.11.2020 по делу NА63-23413/2019 : "Также суды указали, что системный блок и операционная система относятся к разным кодам по ОКПД2, в связи с чем операционная система может выступать самостоятельным объектом закупки и, соответственно, не является конкретным показателем (технической характеристикой) такого товара как "Системный блок" в понятии, определенном подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ. При этом само по себе указание в описании объекта закупки "Системный блок" операционной системы в качестве требования к нему об обратном не свидетельствует."
О необходимости установления запрета на доступ иностранного программного обеспечения также указывается в Решении ФАС России от 24.10.2019 по делу N19/44/105/2822, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2017 по делу NА65-25932/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 N 09АП-46192/2020 по делу NА40-1776/2020, Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу NА05-13928/2019.
Вместе с тем, ни извещение о проведении закупки, ни аукционная документация не содержат указание на то, что в отношении электронной процедуры применяются положения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N1236. Заказчиком также не размещено обоснования невозможности соблюдения запрета.
Таким образом Заказчиком нарушена ч.3 ст.14 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СБ - Сервис" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.14 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов, внесении изменений в аукционную Документацию с учетом настоящего решения и требований Закона.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
К.Р. Джаникян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021