Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
М.А. Благодарев,
Члены Комиссии:
С.А. Иванкова,
В.Н. Гижко,
по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0358300081221000056 "Оказание услуг по вывозу и утилизации отходов класса "Б" (медицинские)" (далее - аукцион, закупка) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференц-связи (ВКС) без участия представителя Заказчика, уведомленного надлежащим образом, без участия представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения Документации о закупке.
Заказчик не согласился с доводами Заявителя; представил в Комиссию Ростовского УФАС письменные пояснения по жалобам.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Извещение и Документация размещены Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 02.06.2021.
08.06.2021 в Извещение внесены изменения согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 784 000,00 рублей; 2) установлены дата и время окончания подачи заявок - 17.06.2021 11:50 (МСК).
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Документации об аукционе не указан идентификационный код закупки.
Согласно ч.1 ст.23 Закона идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
В нарушение ч.1 ст.23 Закона Заказчиком в Документации об аукционе не указан идентификационной код закупки. Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно довода жалобы Заявителя в аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки, предусмотренное ч.1 ст.31 Закона.
Согласно ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Информационной картой Документации об аукционе Заказчиком установлено следующее:
3. Требования к участникам аукциона, преимущества, ограничения
3.1 Общие требования
Не установление Заказчиком единых требований к участникам закупки является нарушением ч.1 ст.31 Закона. Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно довода жалобы, условия Документации о закупке, ограничивают количество участников закупки невозможностью привлечения третьих лиц к исполнению контракта (соисполнителей).
Установлено, что предметом данной закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации отходов класса "Б".
В соответствии с Технической частью Документации об аукционе Заказчиком установлено, в том числе: Исполнитель обязан: - осуществлять своими силами загрузку контейнеров с медицинскими отходами в специализированный транспорт для вывоза только медицинских отходов по "сменной системе".
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.3 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Совокупный анализ вышеприведенных положений Закона свидетельствует о том, что Заказчик, осуществляющий закупку по правилам Закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуг, которые в наибольшей степени будут отвечать его целям эффективности и результативности закупки, а с другой стороны - не ограничить количество участников закупки.
В силу ст.780 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Проектом контракта не предусмотрено право Исполнителя на привлечение соисполнителей.
Таким образом, Заказчик, указывая в Документации об аукционе, что загрузку контейнеров с медицинскими отходами в специализированный транспорт для вывоза только медицинских отходов по "сменной системе" Исполнителем осуществляется собственными силами не противоречат нормам Закона. Довод жалобы признан необоснованным.
Согласно довода жалобы Заявителя Заказчиком в проекте контракта установлено противоречие в вопросе определения периодичности и срока оказания услуг.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.2 ст.33 Закона, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Проекте контракта установлено следующее:
- 1.4 сроки оказания услуг: ежедневно, включая праздничные и выходные дни.
- 5.1.2. Осуществлять оказание услуг ежедневно.
- 6.2. Исполнитель обязан приступить к оказанию услуг в день начала срока оказания услуг (п.1.4. Контракта). Услуга оказывается ежедневно.
На основании изложенного можно сделать вывод о периодичности оказания услуг - ежедневно (каждый день).
Вместе с тем, в соответствии с п.5 Технического задания документации об аукционе Заказчиком установлено, в том числе:
- срок выполнения услуг: Срок выполнения услуг с момента заключения контракта по 31.12.2021 года. Исполнитель обязан производить вывоз отходов в течении одного дня с момента заявки заказчика.
В соответствии с п.2 Информационной карты Документации об аукционе "Сроки, условия оплаты" Заказчиком установлено, что вывоз медицинских отходов класса Б в течении одного дня с момента заявки заказчика. Оплата за услуги осуществляется по цене единицы, исходя из количества медицинских отходов, вывоз которых будет осуществлен в ходе исполнения Контракта, но в размере, не превышающем максимального значения цены Контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
Согласно п.1.3 Проекта контракта при выполнении услуг право собственности на медицинские отходы не переходит к Исполнителю. Исполнитель обязан приступить к оказанию услуг в срок не позднее 6 календарных дней с даты подписания Контракта.
Учитывая вышеизложенное, в действиях Заказчика содержится нарушение ч.1 ст.64 Закона, выразившееся в наличии противоречий в Проекте контракта относительно начала оказания услуг.
Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно Довода жалобы Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки установлено противоречие в части обращения с медицинскими отходами, в части результата услуг и определения класса передаваемых медицинских отходов.
Согласно п.2 ИК Документации об аукционе "Наименование объекта закупки" - Вывоз и утилизация медицинских отходов класса "Б" (транспортировка отходов от Заказчика до места уничтожения).
Заказчиком в Проекте контракта установлено следующее:
- п.1.1 предметом настоящего Контракта является оказание услуг по вывозу, аппаратному обеззараживанию физическими методами и обезвреживанию централизованным способом необеззараженных медицинских отходов класса Б, в соответствии с условиями настоящего Контракта и Приложений к нему.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлены способы и методы обращения с медотходами (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
в) физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;
и) применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения;
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Согласно Приказу Минприроды России от 14.08.2013 N298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации" (далее - Приказ N298) утилизация (использование) отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация).
В свою очередь в соответствии с пп.ж п.200 СанПиН 2.1.3684-21 термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод).
На основании изложенного Заказчик имеет потребность в аппаратном обеззараживании, обезвреживании и утилизации медицинских отходов, которые не должны уничтожаться.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, о наличии противоречий в описании объекта закупки, в нарушение положений ч.1 ст.64 Закона.
Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки не установлены конкретные показатели товара.
В соответствии с Технической части Документации об аукционе Заказчиком установлено, в том числе: специальные пакеты для отходов класса "Б" должны предоставляться за счет Исполнителя.
Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона следует, что при формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В силу ч.9 ст.105 Закона к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на Заявителя.
В рамках рассмотрения жалобы Заявителя, правовое значение имеет последовательное полное и объективное установление правоприменителем во взаимодействии с лицами, в отношении которых организован и проводится административный контроль, всех фактов, которые имеют правовое значение. В свою очередь проверяемые (контролируемые) лица могут и должны на этапе административного (досудебного) контроля привести исчерпывающие объяснения, сведения в обоснование своим доводам. При этом предмет доказывания формируется именно во взаимодействии антимонопольного органа и иных участников процедуры; все значимые факты выясняются по мере необходимости в связи с их признанием или отрицанием.
Административный процесс не обязывает антимонопольный орган устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса; притом, что все участники процесса располагают соответствующими процедурными возможностями.
Решение антимонопольного органа принимается в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты участниками процесса на данной стадии.
Между тем, Заявитель не представил в материалы дела доказательств относительно документального подтверждения доводов жалоб, с точки зрения достаточности и достоверности, которые бы позволяли сделать вывод о нарушении Заказчиком норм Закона, в части не установления конкретных показателей товара (пакетов для отходов класса Б)
Следовательно, доводы жалобы о нарушении Заказчиком Закона при описании объекта закупки необоснованные.
Согласно довода жалобы Заявителя Заказчиком в описание объекта закупки установлено противоречие в части требования к транспортным средствам для оказания услуг.
В Технической части Документации об аукционе Заказчиком установлено: отходы медицинских организаций должны перевозиться только специально приспособленными для этих целей транспортными средствами с цельнометаллическим кузовом, оснащенным креплением контейнеров внутри кузова, и дополнительными замками-запорами для внешних дверей кузова, исключающих их непроизвольное раскрытие во время движения и возникновения аварийной ситуации.
В соответствии с п.207 СанПиН 2.1.3684-21 санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки обеззараженных медицинских отходов класса Б и В:
- кабина водителя должна быть отделена от кузова автомобиля;
- кузов автомобиля должен быть выполнен из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфекционными средствами, механическому воздействию, иметь гладкую внутреннюю поверхность и маркировку "Медицинские отходы" с внешней стороны;
- при транспортировке продолжительностью более 4-х часов отходов, хранившихся в морозильных камерах, используется охлаждаемый транспорт;
- в кузове транспорта должны быть предусмотрены приспособления для фиксации контейнеров, их погрузки и выгрузки;
- транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов;
- транспорт, занятый перевозкой медицинских отходов класса А, подлежит мытью, дезинфекции и дезинсекции не реже 1 раза в неделю, а медицинских отходов класса Б и В - после каждой перевозки. Обеззараживание проводится способом орошения из гидропульта, распылителей или способом протирания растворами дезинфицирующих средств с использованием ветоши, щеток. При этом лицам, проводящим обеззараживание, необходимо соблюдать меры предосторожности, предусмотренные инструкцией по применению конкретного дезинфицирующего средства (защитная одежда, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки).
В нарушение ч.1 ст.64 Закона, Заказчиком не учтены требования СанПиН 2.1.3684-21 при описании объекта закупки. Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно довода жалобы Заявителя в Проекте контракта отсутствует условие о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч.27 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем в Проекте контракта данное условие отсутствует, что нарушает ч.27 ст.34 Закона. Довод жалобы признан обоснованным
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр 100 Ростов-на-Дону" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.23, ч.1 ст.31, ч.27 ст.34, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов, внесении изменений в аукционную Документацию с учетом настоящего решения и требований Закона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Благодарев
Члены Комиссии С.А. Иванкова
В.Н. Гижко
исп. Гижко В.Н.
тел.: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 июня 2021 г. N 061/06/64-1068/2021 (ключевые темы: медицинские отходы - участники закупок - санпин - документация об аукционе - утилизация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021