Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКСИОМА" (300028, Россия, Тульская обл., город Тула, Седова ул., д. 22а, офис 16, ОГРН: 1217100004681, ИНН: 7100004812, КПП: 710001001) (далее - ООО "АКСИОМА") от 15.06.2021 N 14, поступившую в Коми УФАС России посредством сайта solutions@fas.gov.ru в виде обращения N 33-208498 в ФАС России (вх. от 15.06.2021 N 3112-э), на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (167000, Коми Республика, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 8, ОГРН: 1111101004420, ИНН: 1101486861, КПП: 110101001) (далее - ГКУ РК "Центр обеспечения организации и проведения торгов") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" и Воркутинского онкологического диспансера - филиала Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер", извещение N 0307200030621000889 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии в рассмотрении жалобы:
-<_>, представителя ГКУ РК "Центр обеспечения организации и проведения торгов" по доверенности от 11.03.2021 N 20,
-<_>, <_>, <_>, представителей государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - ГУ "КРОД") по доверенностям от 07.06.2021, 11.01.2021, 09.06.2021 соответственно,
УСТАНОВИЛА:
ООО "АКСИОМА", ГКУ РК "Центр обеспечения организации и проведения торгов", ГУ "КРОД", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "АКСИОМА", оператора электронной площадки, не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "АКСИОМА" обжалованы действия аукционной комиссии ГКУ РК "Центр обеспечения организации и проведения торгов" в части принятия решения по результатам рассмотрения первой части заявки заявителя на участие в закупке об отказе ООО "АКСИОМА" в допуске к участию в таком аукционе по основаниям, указанным в протоколе от 09.06.2021 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно доводам жалобы, принятие аукционной комиссией оспариваемого решения обусловлено неправомерными действиями заказчика - ГУ "КРОД" при описании объекта закупки в пункте 7 раздела III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе, в том числе включения в указанный пункт требования к закупаемому товару - скобе хирургической, нерассасывающейся - "линия механического шва превышает линию разреза более чем на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани", которое, согласно доводам жалобы, является несуществующим.
ГКУ РК "Центр обеспечения организации и проведения торгов", ГУ "КРОД" в отзывах на жалобу от 21.06.2021 N 09-02/27 (вх. от 21.06.2021 N 2709), от 21.06.2021 N 2322 (вх. от 21.06.2021 N 2681) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГКУ РК "Центр обеспечения организации и проведения торгов", ГУ "КРОД", пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ "КРОД", уполномоченным учреждением по закупке - ГКУ РК "Центр обеспечения организации и проведения торгов".
Объектом закупки явилась поставка расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" и Воркутинского онкологического диспансера - филиала Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер.
Начальная (максимальная) цена договора составила 12 910 988,64 руб.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 20.05.2021, в редакции N 2 - 26.05.2021.
Приказом директора ГКУ РК "Центр обеспечения организации и проведения торгов" от 19.05.2021 N 1122-к создана аукционная комиссия для определения поставщика путем проведения электронного аукциона для поставки расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" и Воркутинского онкологического диспансера - филиала Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер (далее - аукционная комиссия).
2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
2.1. По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются, в том числе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
2.2. Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, наряду с прочим, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По пункту 2, подпунктам г), и) пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В позицию каталога включается, наряду с прочим, информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В подпункте а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд указано, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом сведений, указанных в настоящем пункте.
По подпункту б) пункта 2, пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Каталог используется заказчиками в целях, в том числе, описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
2.3. Требования к закупаемому товару установлены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
Пункт 7 Технического задания содержит, в том числе, следующее описание закупаемого товара - скобе хирургической, нерассасывающейся, код позиции КТРУ 32.50.50.190-00000312: Скоба хирургическая, нерассасывающаяся. Кассеты со скобками сменные одноразовые, к линейному сшивающе-режущему аппарату серии Эшелон 45 мм, используемому Заказчиком для плотных тканей и формированием скобочного шва с высотой закрытой скобки 2,0 мм. Канал для лезвия между тройными рядами скобок. Встроенный механизм блокировки лезвия при использованной кассете. В кассете 70 скобок из титанового сплава, расположенных в два тройных ряда в шахматном порядке. Длина ножки открытой скобки 4,1 мм. Длина скобочного шва 45 мм. Линия механического шва превышает линию разреза более чем на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани. Предохранительная пластина на рабочей поверхности для предотвращения выпадения скобок при транспортировке и введении в аппарат.
Материал скобок - МРТ-совместимый титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия для снижения пластичности и предотвращения обратного разгибания скобок. Цветовая маркировка. Стерильная упаковка. Однократного использования".
Техническое задание содержит указание: "Описание вида медицинского изделия в соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам указано в КТРУ.
Обоснование указания дополнительных характеристик: внесение дополнительных характеристик товара обусловлено тем, что КТРУ не может в полной мере описать технические и качественные характеристики товара, необходимые Заказчику при осуществлении данной закупки".
Согласно сведениям с официального сайта, по коду позиции КТРУ - 32.50.50.190-00000312 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" характеристики товара в описании товара отсутствуют.
Согласно доводам заказчика, изложенным в отзыве на жалобу от 21.06.2021 N 2322 (вх. от 21.06.2021 N 2681), требования к закупаемому товару, в том числе оспариваемые требования, обусловлены потребностями заказчика с учетом специфики его деятельности, в том числе интересами конечных потребителей, нуждающихся в товарах узкого профессионального (медицинского) потребления - пациентов.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, при описании товара заказчик вправе определить требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несуществующими и несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Довод жалобы относительно того, что включение в описание объекта закупки оспариваемого требования ограничивает количество участников закупки не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно протоколу от 09.06.2021 рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке поданы заявки от 6 участников, из них 4 участника допущены к участию в электронном аукционе.
Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несуществующими, повлекли за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемое действие заказчика при описании объекта закупки не противоречит пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 29 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта), в Техническом задании установлено: "В соответствии с требованиями настоящей документации и Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную частью 12.3 подраздела 12 раздела I настоящей документации, а именно:
-согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
-наименование страны происхождения товара;
-конкретные показатели товара (наименование товара, характеристики товара), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (при наличии)".
Пункт 29 Информационной карты, Техническое задание содержат инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в закупке - "Порядок оформления первой части заявок в части указания показателей товара":
-по помеченным специальным знаком "*" показателям участники закупки указывают конкретные значения. При этом слова "не менее" должны быть исключены.
-по всем остальным показателям значения не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки, в случае перечисления нескольких характеристик через запятую, указываются все из перечисленных".
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
По протоколу от 09.06.2021 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе на основании пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, с обоснованием принятого решения: "Заявка не соответствует требованиям документации, так как сведения, содержащиеся в первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям, установленным подпунктом б) пункта 2) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпункта б) пункта 2) части 12.3 подраздела 12 раздела I, пункта 29 раздела II, раздела III (Техническое задание) документации об электронном аукционе, а именно:
-не представлены конкретные показатели товара, предлагаемого для поставки, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием), а именно: по п. 7 технического задания участником закупки не представлена характеристика "Линия механического шва превышает линию разреза более чем на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани";
-не соответствие конкретных показателей товара, предлагаемого для поставки, значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием): по п. 7 технического задания участник указал значение "Линия механического шва превышает линию разреза на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани" при требовании в техническом задании указания значения показателя "Линия механического шва превышает линию разреза более чем на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани", которое не подлежит изменению".
Комиссией Коми УФАС России, по результатам анализа первой части заявки заявителя на участие в электронном аукционе, представленной в материалы жалобы оператором электронной площадки, установлено о предоставлении в её составе согласия на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дано с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также сведений о предлагаемом к поставке товаре.
При этом в первой части заявки заявителя на участие в закупке в пункте 7 в характеристиках предлагаемого к поставке товара - скобе хирургической, нерассасывающейся, указано: "Линия механического шва превышает линию разреза на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани", что не соответствует требованиям пункта 29 Информационной карты, пункту 7 Технического задания ("линия механического шва превышает линию разреза более чем на 1,5 скобки в зависимости от толщины ткани"), в том числе с учетом требований Порядка оформления первой части заявок в части указания показателей товара.
Действие аукционной комиссии в части принятия по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе решения относительно заявки заявителя, оформленного в протоколе от 09.06.2021 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, не противоречит части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки закупки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 июня 2021 г. N 011/06/67-434/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021