Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), созданная в соответствии с приказом Коми УФАС России от 22.10.2020 N 219 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", провела внеплановую проверку соблюдения Печорским речным училищем - филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Государственный университет морского и речного флот имени адмирала С.О. Макарова" (далее - Печорское речное училище - филиал ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова") требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка обмундирования для курсантов", извещение N 0307100020421000002 (далее - электронный аукцион, закупка),
УСТАНОВИЛА:
1. В адрес Коми УФАС России посредством электронной связи 25.05.2021 от индивидуального предпринимателя Аврелькина Геннадия Александровича (далее - ИП Аврелькин Г.А., индивидуальный предприниматель) поступила жалоба от 25.05.2021 N 1 на действия аукционной комиссии Печорского речного училища - филиал ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова".
Индивидуальный предприниматель в жалобе указывает, что в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия неправомерно отказала ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Отмечено, что его заявка на участие в электронном аукционе (порядковый номер 109809291) отклонена аукционной комиссией на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, однако без указания конкретной причины отклонения, то есть без указания какие именно требования документации об аукционе были им нарушены.
Индивидуальный предприниматель считает данный отказ в допуске формальным, неправомерным и нарушающим нормы Закона о контрактной системе.
В связи с несоответствием жалобы требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба индивидуального предпринимателя возвращена в адрес заявителя письмом от 20.04.2021 N 04-02/2801.
2. Согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
- заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с чем, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения аукционной комиссией Печорского речного училища - филиал ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения указанного выше электронного аукциона.
Приказом Коми УФАС России от 04.06.2021 N 71 срок проведения внеплановой проверки был продлён.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
ИП Аврелькин Г.А., Печорское речное училище - филиал ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова", ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и местк проведения внеплановой проверки извещены.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось Печорское речное училище - филиал ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова".
Объект закупки - "Поставка обмундирования для курсантов".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 857 993,33 руб.
Источником финансирования закупки: субсидии на иные цели.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307100020421000002, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) - 19.04.2021, в редакции N 1- 21.04.2021, в редакции N 2 - 27.04.2021, в редакции N 3 - 28.04.2021.
Приказом ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" от 29.10.2020 N 999 создана единая комиссия по осуществлению закупок в Печорском речном училище - филиале ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова".
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к качественным и количественным характеристикам товара установлены заказчиком в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в пункте 22 части I "Извещение о проведении электронного аукциона" документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе (часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0307100020421000002 от 14.05.2021 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано двадцать две заявки, по результатам рассмотрения которых, единой комиссией принято решение о допуске к участию в электроном аукционе и признания участниками закупки только девятнадцати заявок, трем участникам закупки, подавшим заявки с номерами 109805235, 109805799, 109809291, отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссией Коми УФАС России установлено, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0307100020421000002 от 14.05.2021, размещенном в ЕИС, отсутствуют обоснования решений об отказе таким участникам закупки в допуске к участию в аукционе, а именно не указаны положения документации об электронном аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки, а также положения заявок на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Печорским речным училищем - филиалом ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" в письме от 16.06.2021 N 144-11/216 (вх. N 3138э. от 16.06.2021) пояснено, что нормативно-правовое обоснование принятия решений Единой комиссией о допуске и отказе в допуске участников закупки выбрано из перечня вариантов, предложенных электронной площадкой без возможности размещения более подробной и более конкретизированной информации. Детализированная информация нормативно-правового обоснования отказа в допуске участника закупки с вышеперечисленными идентификационными номерами заявок изложена в приложении к Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0307100020421000002 от 14.05.2021. Однако указанное выше приложение к протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0307100020421000002 от 14.05.2021 при размещении самого протокола не было прикреплено.
Указанный выше довод Печорского речного училища - филиала ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность оформления обоснования решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе в виде приложения к протоколу рассмотрения заявок на участие в таком аукционе.
Напротив, исходя из толкования части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе является единым документом, содержащим информацию, указанную в пунктах 1- 4 названной выше части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действие Единой комиссии, оформившей Протокол, не содержащий обоснования решений об отказе участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе, нарушает пункт 2 части 6 статьи 67 Закона контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. При этом Комиссия Коми УФАС России считает отказ в допуске к участию в аукционе индивидуальному предпринимателю, подавшему заявку с идентификационным номером 109809291, равно как и отказ в допуске к участию в аукционе двум другим участникам, подавшим заявки с номерами 109805235, 109805799, правомерным в силу следующего.
Как было указано выше, описание объекта закупки, в том числе требования к качественным и количественным характеристикам товара, установлены заказчиком в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В пункте 22 "Требования к содержанию и составу заявки" части I "Извещение о проведении электронного аукциона" документации об электронном аукционе, кроме требований к первой части заявки, заказчиком установлено, что Инструкция по заполнению первой части заявки приведена в Приложении к настоящему Извещению.
Согласно пункту 3 Приложения к Извещению в описании товара Заказчик использует следующие виды показателей:
"Первый вид - показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, графы NN 6, 7 Таблицы;
Второй вид - показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений: графа N8 Таблицы;
Третий вид - показатели, которые определяются диапазоном значений, графы NN9, 10 Таблицы;
Четвертый вид - показатели, значения которых не могут изменяться: графа N11 Таблицы".
В соответствии с пунктом 4.5 Приложения к Извещению при описании конкретных показателей в графе N 6 Рекомендуемой формы участник закупки:
- по первому виду показателей указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
- по второму виду показателей указывает одно из нескольких значений, предложенных заказчиком;
- по третьему виду показателей указывает диапазон значений, для которого заказчиком установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона, при этом числовое значение нижней границы диапазона, предложенное участником закупки, должно быть меньше или равно установленному (в случае, если перед числовым значением стоит "от", то больше или равно установленному), а числовое значение верхней границы диапазона больше или равно установленному (в случае, если перед числовым значением стоит "до", то меньше или равно установленному);
- по четвертому виду показателей указывает значение, установленное заказчиком.
В ходе рассмотрения первой части заявки индивидуального предпринимателя Комиссией Коми УФАС России установлено, что по позиции "Пилотка шерстяная" (пункт 27 Технического задания) индивидуальным предпринимателем не указаны значения показателей поверхностей плотности и состава.
В заявке на участие в аукционе с идентификационным номером 109805235 по позиции "Пилотка шерстяная" (пункт 27 Технического задания) также не указаны значения показателей поверхностей плотности и состава.
В заявке на участие в аукционе с идентификационным номером 109805799 по позиции "Пилотка шерстяная" (пункт 27 Технического задания) по всем позициям товара указана только нижняя граница диапазона значений показателей.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Следовательно, аукционная комиссия в соответствии с положениями Закона о контрактной системе принимает решение исходя исключительно из сведений, представленных в заявке на участие в аукционе и требований документации об электронном аукционе.
Таким образом, действие Единой комиссии в виде принятия решения об отказе в допуске участникам закупки, подавшим заявки с идентификационными номерами 109805235, 109805799, 109809291, является правомерным, не противоречащим пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что допущенное Единой комиссией нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, в виде ненадлежащего оформления протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0307100020421000002 от 14.05.2021, никоим образом не повлияло на результат определения победителя закупки, предписание об устранении допущенного Единой комиссией нарушения выдачи не подлежит.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действии Единой комиссии нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, выраженного в виде ненадлежащего оформления протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0307100020421000002 от 14.05.2021.
2. Признать действие Единой комиссии в виде принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки, подавшим заявки с идентификационными номерами 109805235, 109805799, 109809291, не противоречащим пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенного Единой комиссией нарушения пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Коми УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<.__..> |
Члены комиссии <___>
<___..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 21 июня 2021 г. N 04-07/4618
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021