Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заказчик);
ИП Першков Р.Р. (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 18794-ЭП/21 от 04.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для электрокоагулятора (извещение N 0372100029921000235) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100029921000235. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 242 280,00 рублей.
В жалобе ИП Першков Р.Р. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик товара, поставка которого является объектом закупки установлена Заказчиком в Томе 3. документации об аукционе в электронной форме - техническое задание.
Объектом закупки является поставка расходных материалов для электрокоагулятора.
Заявитель указывает, что в техническом задании в описании объекта закупки в позиции 5, 7.
5 |
Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, монополярный, многоразового использования
|
3 упак. |
32.50.50.190-00000799
Жесткое изделие, состоящее из комбинации электрохирургического держателя и монополярного электрода, предназначенное для доставки электрохирургического тока от системного генератора напрямую к тканям для их разрезания/коагуляции во время открытой хирургической операции. Доступны изделия различных форм (например, ручка, щипцы в форме пистолета, щипцы в форме пинцета, ножницы); также в дополнение к основной электрохирургической функции может обладать свойствами, позволяющими осуществлять ирригацию, аспирацию, промывание и/или эвакуацию хирургического дыма. Это изделие для многоразового использования. |
Многоразовая электрохирургическая монополярная ручка-держатель с кнопочным переключателем для резания и коагуляции, с неразъемным кабелем. Для хирургических операций. Для использования с электродами п.3 и п.4. Корпус инструмента выполнен из сантопрена полипропилена, самоочищающийся переключатель от присохших тканей при надавливании. Кабель непосредственно (без разъемов) должен быть связан с инструментом. Форма торпедообразная, обтекаемая, без острых граней с соединительным кабелем длиной 3,0 м +/-0,1-м. с трехштырьковой вилкой международного класса. Совместимость с электрохирургическим генератором Mega Power 1000, производства Megadyne, США, имеющимся у заказчика. Предназначен для многоразового использования. Материал ручки должен подлежать многократному автоклавированию при Т121 °С. В упаковке не менее 10шт/упак. Упаковка товара должна быть оригинальной упаковкой завода производителя, содержать данные: наименование товара, наименование производителя, страна производства, дата производства. Также оригинальная упаковка должна быть дополнена аналогичными сведениями на русском языке, с наименованием товара в соответствии с аукционной документацией и РУ. |
7 |
Электрод возвратный электрохирургический, многоразового использования |
1 шт. |
32.50.50.190-00000635
Диспергирующий проводник, предназначенный для закрепления на пациенте и подключения к электрохирургическому генератору/генератору системы радиочастотной абляции для обеспечения возврата электрического тока от пациента к генератору во время электрохирургической процедуры. Имеет большую площадь поверхности и фиксируется на теле пациента, как правило, в месте, обеспечивающем максимальную площадь поверхностного контакта в непосредственной близости от операционного поля. В комплект могут входить постоянно подключенные кабели. Это изделие для многоразового использования. |
Нейтральный электрод многоразовый, с одним отводом. Пассивный возвратный полимерный электрод пациента. Не адгезивный. Теплопропускная способность-наличие. Представляющий собой прорезиненную гелевую подушку внутри, которой по всей плоскости расположена тонкая медная пластина в форме микро-сетки, которая позволяет проводить операции не обеспечивая прямого контакта с кожей пациента, (возможность накрывать электрод операционным бельем и/или пленкой), и возможностью любого позиционирования пациента. Наличие эффекта противопролежневого матраса, с возможностью проведения операций во влажной среде и с кардиостимулятором в монополярном режиме, должен обеспечивать отсутствие ожогов. Рентгенопрозрачный. Должен быть предназначен для всех категорий пациентов (с массой тела от 22,5 кг), длина не менее 117 см, ширина не менее 51 см, толщина не более 1,25 см. Поставляется в нестерильной упаковке по 1шт. Упаковка должна быть оригинальная, завода изготовителя, содержать сведения о производителе, стране производства, дате производства, иметь каталожный номер товара и наименование, также упаковка должна быть дополнена данными на русском языке содержащие информацию о производителе, стране, наименование товара в соответствии с аукционной документацией и РУ, паспорт изделия, инструкция по санитарной обработка с указанием разрешенных дезинфицирующих средств. |
Наиболее подходящим товаром под описание Заказчика является: 1. Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, монополярный, многоразового использования арт. 3035H, производства Megadyne, США. 2. Электрод возвратный электрохирургический, многоразового использования MegaSoft, арт 0830 производства Megadyne, США.
Учитывая совокупность технических характеристик, указанных в техническом задании аукционной документации, а именно: без острых граней с соединительным кабелем длиной 3,0 м +/-0,1-м. с трехштырьковой вилкой международного класса. Совместимость с электрохирургическим генератором Mega Power 1000, производства Megadyne, США, имеющимся у заказчика. Предназначен для многоразового использования. Материал ручки должен подлежать многократному автоклавированию при Т121 °С. Данная монополярная ручка соответствует только одному производителю Megadyne, США.
Согласно данным производителя, каталогов производителя, а также взятой информации в свободных источниках, в том числе сайт https://zakupki.gov.ru/ указанный товар MegaSoft не имеет аналогов и представлен в единственном уникальном виде на рынке РФ.
Таким образом, в пункте 5,7 Заказчик, указывая параметры в техническом описании, соответствующие одному производителю Megadyne, США аукционной документации указал товар с уникальными техническими характеристиками, тем самым ограничивая участие потенциальных участников аукциона.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Данные обстоятельства косвенно свидетельствуют о возможных злоупотреблениях со стороны Заказчика в части ограничения круга потенциальных участников, поскольку такое описание объекта закупки позволяют установить требования к товарам таким образом, что они будут соответствовать продукции конкретного производителя.
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии УФАС не представлены сведения и документы, свидетельствующие о необоснованности довода жалобы Заявителя, позволяющие прийти к выводу, что требованиям документации об аукционе соответствует продукция нескольких производителя, в связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное требование документации об аукционе не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 33, 59, 64, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Першков Р.Р. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова"
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
ул. Академика Лебедева, д. 4/2, лит. А, пом. 1Н,
Санкт-Петербург, 194044
тел.: 7-812-7026345-2502
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: +7 (495) 542-40-20 (102)
ИП Першков Р.Р.
ул. Садовое кольцо, д. N 7, хутор Ленинован,
Мясниковский р-н, Ростовская обл., 346818
тел.: +7 (928) 168-69-68
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2830/21
16.06.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2830/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 6 (стационар с диспансером)", его аукционной комиссии устранить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372100029921000235;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372100029921000235 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372100029921000235 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 16.06.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2021 г. N 44-2830/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021